Интерес к воде и огню Валерий Михайлович испытывает на протяжении всей жизни. В его мастерской стоит лодка наподобие рыбацкой. В носу под килем - две решетчатые коробки.
- Это движители. Если разместить гребные винты в носу, можно серьезно увеличить их КПД, - быстро и взволнованно заговорил изобретатель, похлопывая по корпусу лодки. Прошло уже несколько лет, но, возвращаясь к своей идее, Шишков горячится, как в первый раз. - На практике что-то не пошло - при испытаниях на мелководье эффект был, но мизерный. В принципе, я уже понял, в чем ошибка, но переделывать ни времени нет, ни денег.
Кораблями он "заболел" еще в детстве - прочел рассказ Юрия Сотника "Архимед" Вовки Грушина" и немедленно собрался строить собственную субмарину. Получилось только с третьей попытки. Первую подлодку десятилетний Валера Шишков с приятелями решил сделать долбленой. Нашел подходящий кусок тополя, но, пока собирался, солдаты распилили будущую подлодку на дрова - отец будущего конструктора служил инженером авиационной эскадрильи, семья жила при воинской части. Второй вариант был из бочек - их конструктор удачно умыкнул на продовольственном складе. Опять не срослось - бочки увидела мать и, не догадываясь об их высоком предназначении, засолила в двух огурцы и капусту, а третью подарила соседке. Наконец, третий вариант спустили на воду. Валере тогда уже исполнилось 14.
- Это был серьезный корабль: с килем, шпангоутами, балластной цистерной и люком от списанного бомбардировщика. Мы только не учли камень на дне. После погружения лодка на него наткнулась и дала течь. Меня вытащили, а лодка утонула, - вздохнул Шишков.
К тому времени он уже зарабатывал инженерным талантом: часто бывал на аэродроме и стал разбираться в технике. Как-то у армейского грузовика потек радиатор, механикам было некогда, и они направили шофера к Валерке: этот, мол, сделает. Солдат недоверчиво смотрел, как пацан запаивает радиатор. Но машина заработала, и ночью благодарный водитель завез Шишкову трехлитровую банку сгущенки. А первое свое изделие наш герой смастерил в четыре года.
- Дед мой был на все руки мастер: зимой - портной, летом - столяр и плотник. Как-то нашел он на зимней дороге сломанный санный полоз со стойками и, как положено крестьянину, приволок его домой - не пропадать же добру.
Валерка ходил-бродил вокруг находки, а потом распилил полоз на части и соорудил бабушке скамейку - корову доить. В девять лет у него взорвался первый паровой котел, в десять - заработала паровая машина.
- Любопытный очень был, - усмехается Валерий Михайлович. - Помню, в детстве увидел картинку из Библии: человек дошел до края земли и заглядывает за него. Мне, конечно, втемяшилось - дойти и заглянуть. И пошел - пока с десятого километра не вернул знакомый тракторист. А обойти вокруг света на яхте мечтаю до сих пор. Для этого и лодку построил.
Шишков много лет проработал инженером по экологии на воронежских ракетных заводах - организовал дожигание образующихся при испытаниях двигателей вредных газов. Параллельно он обдумывал усовершенствование самих двигателей.
- Мы нащупали технологическое решение для рабочего колеса осевого компрессора: раза в три дешевле и легче. Наши крылатые ракеты вот такие вот были бы, - Валерий Михайлович показал большой палец, и глаза его блеснули.
Он так устроен: не может с девяти до 17 заниматься чем-то одним, мысль работает непрерывно, одно цепляется за другое. Следом за компрессорами для крылатых ракет придумал систему охлаждения для летающих мишеней, на которых зенитчики тренируются. Вот так, маневрируя между огнем и водой, он шел к главной теме своей жизни, соединившей обе стихии.
В 1994 году на Шишкова указали воронежским пожарным - вот, мол, талантливый инженер как раз по нужной вам специальности - распыления жидкостей. Валерий Михайлович, как уже было сказано, имел отношение к ракетной технике, а там без распыления никак. Пожарным же понадобился ствол - грубо говоря, наконечник для шланга, который бы не только заливал огонь водой или пеной, но и защищал пожарного тонкой водяной завесой.
Вместе с сотрудниками областного управления противопожарной службы Шишков съездил на учения, где ему наглядно показали, что нужно. Имевшиеся в распоряжении службы стволы либо лили струю в огонь, либо создавали водяную завесу для защиты оператора (да и то плохо). Необходимо было совместить обе функции в одном устройстве.
- Поскольку принцип действия ракетных форсунок мне знаком, а жидкости для горения и тушения распыляются примерно одинаково, рационализацию я придумал быстро, - усмехнулся Валерий Михайлович. Через пару недель был готов опытный образец, давший на первых же испытаниях мощный водяной экран.
Тонко распыленная струя хороша не только для защиты пожарного - в работе она превращается в душащий огонь пар, а расход воды сокращается на порядок. Если работать обычным стволом, то на тушение комнаты в многоэтажке понадобится пять тонн воды. Большая ее часть стечет по стенам на нижние этажи, ремонтировать придется весь подъезд. Шишковские стволы берегут жилье и пожарных, не ломаются, а воду подают только в нужную сторону.
- Давление в магистрали - семь атмосфер, соединения подтекают. В лучшем случае это неудобно - пожарный оказывается в мокрой одежде, на морозе вода превращается в лед, - поясняет начальник управления противопожарной службы Воронежской области Влазнев. - А вот "ортовские" стволы почему-то не текут! И не ломаются, если падают. И крючок удобный Валерий Михайлович придумал, чтобы магистраль цеплять, когда тянешь ее на пятый этаж...
В 1991 году Шишков основал научно-производственное объединение "Орт" - к телевидению оно не имеет отношения, а названо в честь единичного алгебраического вектора, что символизирует верность выбранного курса и точность выпускаемой продукции. В течение двух с лишним десятков лет НПП успешно развивалось, собирая классические стволы "Орт-50" и придумывая новые: с пенообразователем, удобным затвором - режим работы меняется движением рычажка, как на настоящем АК. Неторопливо и бережно - мастер к мастеру - инженер подобрал коллектив.
- Все, что Валерий Михайлович придумывает, я делаю, - неохотно пробурчал рослый слесарь-инструментальщик Александр Юрин. Он не только поддерживает в рабочем состоянии станочный парк фирмы, но и придумывает оснастку для безотходного производства стволов. Это еще одна особенность "пожарного Калашникова".
Все шло хорошо до принятия в 2013 году федерального закона N 44 о контрактной системе госзакупок. Согласно документу, по любой своей нужде казенные учреждения должны объявлять торги и покупать не лучшее, а дешевое.
- Доходит до абсурда. Нужны мне стволы, объявляю торги. Их выигрывает ловкач, опустивший цену на четверть ниже возможного. Потом он приходит и предлагает денег, чтобы я принял его завалящий товар, - рассказал Игорь Влазнев. - А я говорю: нет, любезный, иди к Шишкову, покупай его стволы и поставляй мне, как договорились. А потом еще Валерия Михайловича предупрежу, чтобы задешево не отдавал.
ФСБ и армия смогли уйти от 44-го закона и создали собственную, более осмысленную систему закупок, мотивировав это тем, что их нужды напрямую связаны с безопасностью страны. Но пожарные тоже не в шашки играют - от их работы зависят жизнь и здоровье людей. Кстати, по закону Влазнев может получать то, что ему нужно, без торгов - в случае войны или чрезвычайного положения. Неужели придется ждать худшего?
Игорь Влазнев, начальник управления противопожарной службы Воронежской области:
- По технологичности, эффективности, надежности стволы Валерия Шишкова на голову выше аналогов: что российских, что зарубежных. С ними удобно и безопасно работать, они защищают пожарного, дают необходимую струю. С помощью легкосъемной насадки переключаются на создание пены. Не ломаются. Эти стволы у нас наперечет - выдаем их сотрудникам в качестве поощрения.
P. S.
Воронежской техникой заинтересовались китайцы - по своему обыкновению, покупают небольшие партии, пытаясь скопировать шишковскую технологию. Пока не получается.