28.06.2018 13:28
    Поделиться

    Правила застройки Севастополя изменят ради ФЦП

    Министерство культуры РФ согласилось изменить свой приказ, ограничивающий застройку достопримечательного места "Херсонес Таврический, крепости Чембало и Каламита". С одной стороны, послаблениями смогут воспользуются застройщики, чтобы строить высотки вблизи памятников истории. С другой, приказ мешает властям возводить социальные объекты. Корреспондент "РГ" разбиралась в проблеме.

    Движение вверх

    "Режим достопримечательного места" был введен в 2016 году, чтобы защитить от хаотичной застройки объекты ЮНЕСКО, территории, прилегающие к объектам Херсонеса и остаткам его хоры. Общественники, которые десятилетиями боролись с диким и рваческим подходом к строительству, с выраставшими тут и там бетонными монстрами, увидели в нем первую серьезную гарантию для Севастополя. Они считают, что ограничения должны сохраниться.

    Главный архитектор Севастополя Александр Моложавенко отмечает, что приказ выполнил свою функцию - защитил объекты культурного наследия в отсутствии генплана и правил землепользования и застройки, а теперь его пора менять. Но ведь на самом деле ничего не изменилось: эти документы до сих пор в Севастополе не утверждены.

    Несмотря на это, чиновник считает, что пора повысить этажность. Он предлагает установить максимальную высоту соцобъектов вне зависимости от места расположения (16 метров для школ, 12 - для детсадов, 36 - для театра им. Елизарова, более 20 - для бассейна с вышкой для прыжков), а частные дома разрешить строить высотой 12 метров вместо восьми, заодно пересмотрев ограничения на длину фасада и процент застройки участка. Кроме этого, дать послабления для многоэтажек.

    - В приказе учтены неоспоримые вещи, - говорит Моложавенко. - Например, визуальный ряд крепости Чембало на зеленом холме является визитной карточкой Балаклавы, его надо обязательно сохранить. Здания не должны заслонять вид на Херсонес, нельзя строить высотки возле парков, а такие примеры у нас есть. Но также надо избежать ситуаций, когда уже построены дома, а предельная высота 28 метров понуждает застройщика "спилить" один этаж. Нужен механизм урегулирования, надо сделать вывод, что важнее - формальное выполнение высотных регламентов или стремление к законченному виду застройки.

    Не получится ли так, что вместе с объектами ФЦП власти города дадут "зеленый свет" скандальным стройкам, уродующим город? Эти опасения не напрасны. Жители Севастополя назовут немало таких примеров, оставшихся в наследство от украинских времен. Чего только стоит 16-этажная высотка среди пятиэтажек, закрывшая вид на Херсонес из других районов.

    Председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам Заксобрания Севастополя Вячеслав Горелов считает, что изменения нужны, так как действующие ограничения не в полной мере учитывают баланс между "необходимостью развивать город и сберегать его неповторимые черты". Но проблема в том, что правительство города пытается внести поправки втихую, не обсуждая их с горожанами.

    - Правительство, не советуясь с депутатами Заксобрания, подготовило и направило в минкультуры РФ документ, который изначально должен был касаться только объектов ФЦП, - рассказал Горелов "РГ". - Но к ним были также добавлены объекты коммерческой жилой застройки. Такие важные изменения происходят без участия депутатов и общественности Севастополя. Они касаются будущего всего города, поэтому должны состояться широкие публичные обсуждения.

    В музее-заповеднике "РГ" сообщили, что проект изменений регламента достопримечательного места к ним не поступал, сотрудников не привлекали к его подготовке и обсуждению.

    Министр культуры РФ Владимир Мединский уже дважды за неделю приезжал в Севастополь. Он пояснил, что изменения в приказ будут совместно обсуждать члены градостроительного совета Севастополя, научно-методического совета минкультуры, а также приглашенные эксперты. Результаты этой работы пока неизвестны.

    "Решать пришлось срочно"

    - Несколько лет назад городу нужно было предпринять срочные меры, чтобы остановить бесконтрольную варварскую застройку, - рассказал "РГ" член Общественной палаты Севастополя Иван Комелов. - Это позволило уменьшить высотки на Солдатском пляже с девяти до пяти этажей, ограничить этажность других жилых комплексов. Возможно, что-то пора изменить. Но надо не забывать, что Севастополь уникален своей застройкой, а масштабные изменения могут привести к утрате аутентичности и культурно-исторического наследия.

    Действительно, ограничение, распространяющееся практически на всю южную часть Севастополя, серьезно осложнило жизнь застройщикам. Им пришлось умерить аппетиты и снизить этажность своих проектов, а некоторые и вовсе свернуть до поры до времени. К примеру, была остановлена крупная стройка на берегу Стрелецкой бухты - суд отозвал разрешение на строительство многоэтажек, выданное властями города уже после введения ограничений достопримечательного места. Не желая терять прибыль, девелоперы добивались смягчения требований к застройке.

    Запреты коснулись и частников. Например, более 200 участков, выданных в украинские годы на склоне возле крепости Чембало в Балаклаве, освоить невозможно. Права собственности на наделы остаются, но построить там дома нельзя. Для других территорий разрешения на строительство выдаются, если не введены ограничения.

    Больницу не построишь

    Однако изменения в приказ министерства севастопольские чиновники инициировали по другой причине - оказалось, что объекты федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя не вписываются в его параметры.

    Из-за этого до сих пор не началось строительство больницы скорой медицинской помощи. Участок для нее подобрали у медгородка на хуторе Пятницкого, где высота зданий ограничена 16 метрами (около пяти этажей). Но этого недостаточно для размещения полноценного медучреждения, которое будет обслуживать весь город. Контракт с первым подрядчиком, пытавшимся вписать больницу в градостроительный регламент, был расторгнут. В нем не оказалось нейрохирургического отделения, ожогового центра, станции переливания крови. Второй исполнитель спроектировал здание высотой 26 метров, которое нарушает режим достопримечательного места.

    Губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников объяснил, что участки для трех крупнейших соцобъектов ФЦП - онкодиспансера, больницы скорой медпомощи и инфекционной больницы - были выбраны еще до появления приказа минкультуры о достопримечательном месте. Однако конкурсы на проектирование объявлялись в конце 2016 года, когда приказ уже действовал. Других участков чиновники, видимо, не нашли. И теперь, чтобы пройти Главгосэкспертизу, просят изменить приказ минкультуры.

    - Нас поджимают сроки принятия проектной документации. Без изменения приказа проекты не будут согласованы, поэтому мы стремимся урегулировать этот вопрос в ближайшее время, - объяснил Овсянников.

    Но изменения не ограничатся тремя больницами. По словам губернатора, они коснутся более 70 объектов ФЦП и госпрограмм Севастополя, а также жилой застройки.

    - Сейчас весь город ограничен этим приказом. Это касается не только социальных объектов и многоэтажной застройки, мы также не выдаем разрешения на строительство частных жилых домов, - сказал Овсянников. - Мы добиваемся возможности самостоятельно принимать эти решения.

    Комментарий

    Владимир Мединский, министр культуры РФ:

    - Группа экспертов из НИИиПИ генплана Москвы подготовила рекомендации, которые в значительной степени отменяют первоначальные требования. Возникла конфликтная ситуация между двумя экспертными профессиональными сообществами. Одна позиция все запрещает, но город так жить и развиваться не сможет, другая, наоборот, многое разрешает. Мы предложили выработать разумное компромиссное решение, которое позволит осуществлять строительные проекты на пустырях в бывших промзонах и не наносить ущерба историческому облику.

    Справка "РГ"

    Приказом Минкультуры РФ от 12.08.2016 N 1864 были установлены требования к деятельности и градостроительным регламентам на территории достопримечательного места. Севастополь был разбит на зоны и участки, для каждого прописаны запреты и ограничения, в том числе на земляные работы и строительство. Охраняются не только сами памятники археологии, но и природные ландшафты, застроенные городские территории, сохранившие планировочную структуру Гераклейской хоры, участки традиционного земледелия (виноградники). В непосредственной близости от объектов культурного наследия строить вообще запрещено, на других территориях установлены ограничения на высоту зданий от восьми до 28 метров, то есть не выше девяти этажей. Указана максимальная длина фасада и доля участка, которую надо оставить для озеленения (в некоторых местах она достигает 80-90 процентов).

    Поделиться