Ключевым аргументом стало то, что и за пределами Екатеринбурга есть люди, которым интересна история автомобиля и страны. Выбор пал на Верхнюю Пышму как на город, уже претендующий на звание "автомобильно-музейной" столицы Урала. В мае здесь открылось новое здание музея автомобильной техники УГМК, которое расположено по соседству с еще более крупным музеем военной техники.
Смена места проведения незначительно повлияла на успех фестиваля. Зрителей пришло несколько меньше, чем в городе-миллионнике, зато участники-автомобилисты составили очень пеструю компанию: из Челябинска, Екатеринбурга и еще десяти городов Свердловской области.
Владельцы автораритетов показали публике более 70 единиц техники. Самым почтенным экспонатом стал недавно отреставрированный "Студебеккер" 1912 года из коллекции екатеринбургского ветерана ретродвижения Анатолия Скоробогатых. Помимо классических "двадцать первых" "Волг" и "Москвичей", здесь были шикарные "американцы" - "Кадиллак", "Плимут", Lincoln Town Car, Packard Delux, праворульный экспортный ВАЗ-21046, коллекция прекрасных ретромотоциклов "Минск" и даже ярко-оранжевый автобус ЛиАЗ 1987 года, в оформлении которого владелец Сергей Лукин прекрасно передал дух эпохи.
С особым интересом гости фестиваля изучали экспозицию музея автомобильной техники УГМК, посвященную 120-летию главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта. Плодами его трудов стали не только несколько десятков легковых и грузовых машин, которые проектировали и собирали на автозаводах в Горьком и Миассе, но и, без преувеличения, вся отечественная конструкторская школа.
Музей представил на выставке четыре автомобиля: ГАЗ-М20Б "Победа", ГАЗ-21В "Волга", ГАЗ-51 АМ-3 и ГАЗ-69. Бортовой грузовик ГАЗ-51 не простой, а милицейский. Такой автомобиль любитель отечественного кино встречал в комедиях Леонида Гайдая "Самогонщики" и "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". ГАЗ-М20Б "Победа"-кабриолет - большая коллекционная редкость, так же, как и "Волга" первой серии со звездой на радиаторной решетке.
К слову, верхнепышминский музей автотехники давно уже входит в список основных экскурсионных маршрутов многих уральских турфирм. Как рассказал его директор Станислав Чуркин, в выходные экспозицию посещает около тысячи человек. Это не только уральцы, но и жители практически всех регионов страны, а также иностранцы: китайцы, арабы, индусы, чехи, немцы. Значительная часть из них - специалисты, приехавшие на Урал в командировку, нередко - на основное предприятие Верхней Пышмы завод "Уралэлектромедь". Большинство считает необходимым посетить и военный, и автомобильный музеи. Те, кто бывал в европейских технических музеях, подтвердят: в Верхней Пышме все сделано не хуже. Разве что уральский вариант пока компактнее какого-нибудь мюнхенского с его бесконечными залами. Но Европа вам не расскажет в таких подробностях об отечественной инженерной мысли. И в этом - главный козырь музея Верхней Пышмы.
Известно, что подобные объекты повышенного интереса туристов способны благоприятно повлиять на качество жизни в малых городах. Так, музей "притянул" в город фестиваль ретротехники. Но такой эффект возможен, если есть интерес и поддержка со стороны местной администрации и бизнеса, например, в лице руководства градообразующего предприятия. Верхней Пышме в этом плане повезло. Здесь не останавливаются только на музеях, но и, например, готовятся к строительству прямой трамвайной линии до Екатеринбурга.