28.06.2018 19:46
    Поделиться

    Урбанист рассказал, почему даже маленьким городам пора "поумнеть"

    Экономисты и урбанисты утверждают, что сегодня в глобальной конкуренции участвуют не страны, а города: конкурентоспособность государств определяется возможностями мегаполисов и менее крупных населенных пунктов. В европейских странах в них живет почти 80 процентов населения, в России - 74 процента.О том, как российские и уральские города развиваются и конкурируют в условиях цифровой экономики, какие вызовы осмысляют ученые-урбанисты, "РГ" рассказала доктор экономических наук, профессор Уральского государственного экономического университета Наталья Власова.
    Татьяна Андреева/РГ

    Российская газета: Наталья Юрьевна, насколько актуальна сейчас тема цифровизации и внедрения умных технологий для урбанистов?

    Наталья Власова: Как ни парадоксально, тема "умных городов" не новая и в науке, и в практике. Еще сто лет назад урбанисты вели дискуссии о том, что такое город, в каком направлении он будет развиваться и что ему поможет выжить. Город - это сложная система, которая концентрирует большое количество населения и видов экономической деятельности. Быстрый рост городов, например, в период индустриализации, когда огромные массы людей перебрались в них, чтобы жить и работать, привел к определенным проблемам: перенаселенность, ухудшение экологической обстановки, перебои с вывозом мусора и так далее. Тогда многие футуристы даже утверждали, что города как форма поселения вскоре вообще отомрут. В качестве иллюстрации можно представить фотографию Токио прошлого века, на которой полицейский в противогазе стоит на перекрестке и пытается разрулить немыслимо огромный поток машин. В противовес предлагались модели города-сада, когда люди небольшими группами живут в поселках, связанных друг с другом общей инфраструктурой. И тогда, и сейчас главным "городским вопросом" был такой: как эффективно управлять этой сложной системой, чтобы она стала благоприятной для жизни?

    РГ: Только сейчас на него отвечают при помощи информационных технологий...

    НВ: Да, это стало возможным за счет технологических прорывов: развития Интернета, мобильных телефонов, очень быстрому удешевлению возможности хранения информации, что позволяет обрабатывать огромные массивы данных.

    РГ: Как ученые сегодня определяют само понятие - "умный город"?

    НВ: Его надо рассматривать с трех точек зрения. В первую очередь это, конечно, технологии. Мы можем говорить о разных секторах их применения: умная энергетика, умное водо- или теплопотребление, вывоз мусора, промышленность и так далее. Второе звено - люди. Человеку как потребителю должно быть комфортно с этими технологиями. Например, удобно пользоваться онлайн-сервисами, обучаться в электронной образовательной среде, заказывать через Интернет билеты, гостиницы и такси, оформлять в "одном окне" необходимые документы. Наконец, третий элемент - управление. Все элементы умной среды должны быть взаимосвязаны и эффективно взаимодействовать.

    Сегодня многие из них уже созданы, но связаны ли они между собой? Не всегда. И, для того чтобы получить ту или иную услугу, скажем, льготы по оплате "коммуналки", человеку приходится обращаться в разные ведомства. Сейчас перед властями стоит задача - интегрировать электронные базы данных, чтобы реализовать идею "одного окна" как одного из элементов умного города.

    РГ: Все эти технологии сейчас довольно успешно внедряются в мегаполисах. Можно ли концепцию умных городов, так сказать, обратно масштабировать на малые муниципалитеты?

    НВ: В перспективе - конечно. Существует концепция точек роста: прогрессивные изменения начинаются и случаются именно в них. Малые города тоже не останутся в стороне, а в некоторых случаях они сами станут, да и уже становятся этими "точками". Например, в России есть технополисы, наукограды, "атомные" города - они могут быть технологически более продвинутыми, чем миллионники. Конечно, рядовой российский малый город не будет меняться быстро. Однако есть одно но. В стране сейчас очень активно обсуждают вопросы развития агломераций. Например, Москва- это уже практически вся Московская область. Екатеринбург "захватил" Верхнюю Пышму, Березовский, Арамиль, Полевской. Ревда, Дегтярск и другие города, расположенные не так близко, становятся элементами общей системы расселения: суточная миграция между ними и мегаполисом очень активная. И это повод для того, чтобы интегрировать пояс городской агломерации в систему умного города Екатеринбурга и развивать совместные проекты, например, в области переработки мусора, потребления электроэнергии и так далее. Кстати, это и есть та самая концепция городов-садов, о которой мечтали футуристы в прошлом веке. Я думаю, инновационный импульс будет зарождаться в крупных городах и распространяться дальше, вовлекая периферию.

    Развитие технологий умного города в первую очередь ведет к повышению качества жизни людей, а не потере самобытности, поэтому будущее все-таки за "цифрой".

    РГ: А как быть с отдаленными городами? Например, Ивдель находится в 400 километрах от Екатеринбурга, Карталы - в 250-ти от Челябинска. Таких городов и поселков только в УрФО сотни. До них импульс дойдет?

    НВ: Чтобы выжить, им тоже придется стать частью какой-то системы. Пока сложно сказать, какой. В ближайшем будущем стандарты умных технологий будут разработаны повсеместно, весь вопрос в стоимости: насколько эффективно и рационально их внедрять. Понятно, что за государственные деньги здравоохранение и школьное образование и в глубинке будет подтягиваться до приемлемого уровня, и в идеале качество таких услуг должно быть одинаковым для всех граждан страны. Другое дело бизнес, который готов инвестировать туда, где больше потребителей. Конечно, умные технологии станут развиваться в первую очередь там, где лучше рынок.

    РГ: Может быть, некоторым городам и не надо умнеть? Возможно, они хороши и такими, какие есть?

    НВ: Это вопрос дискуссионный. Не все из нас готовы вести жизнь в Сети, не все готовы к тому, чтобы наша цифровая копия со всеми личными данными, вплоть до предпочтений в еде и музыке, была в Интернете. Например, в Америке есть религиозное движение амишей, которые не приемлют новые технологии и живут традиционным укладом. Я думаю, что в мире будет расти количество людей, осознанно отказывающихся от жизни в цифровом мире. Возможно, они станут объединяться в сообщества, но, по прогнозам, их будет не более одного процента от всего населения. Развитие технологий умного города в первую очередь ведет к повышению качества жизни людей, а не потере самобытности, поэтому будущее все-таки за "цифрой".

    РГ: Помогут ли эти процессы продвигаться городам в общей конкурентной борьбе?

    НВ: Это интересная тема. Точно так же, как у каждого человека есть свой цифровой след в Интернете, такие же следы формируют и населенные пункты. Если город хорошо продвигается, его видно в Интернете, у него складывается положительный имидж, который привлекает и гостей, и инвесторов. В какой город вам бы хотелось поехать? Очевидно, в тот, о котором вы прочтете хорошие отзывы с привлекательными фотографиями. И этот процесс нельзя пускать на самотек. Например, совет по туризму региона Эмилия-Романья (Италия) разработал специальный проект для привлечения популярных блогеров: им предоставляется бесплатное жилье сроком на неделю в обмен на посты о территории в различных социальных сетях. Это позволило существенно увеличить туристический поток.

    Я уверена: конкурентоспособность города зависит от сообщества, ведь власть не может и не должна все делать своими силами, ее функция - создать среду, в которой люди могли бы проявлять инициативу. В любом, даже самом маленьком городе вы найдете людей, которые глубоко знают историю, которым есть что рассказать о своем населенном пункте и что показать в нем. Я езжу во многие малые города, участвую в "круглых столах", мероприятиях и исследовательских проектах и вижу такой феномен: инициатива снизу растет. Многие предприниматели начинают восстанавливать исторические здания, проявляют заинтересованность в развитии территории, для них это - средство реализации не только бизнес-проектов, но и гуманитарных задач: если бизнес пойдет лучше, у них будет больше возможностей сделать что-то для людей. Такие процессы сейчас происходят в Сысерти, Билимбае, Полевском. В последнем, например, провели интернет-квест для школьников. Они должны были виртуально "пройти" по местам сказов Бажова, ответить на вопросы, выполнить задания.

    Так что если у людей есть интерес и потребность менять среду, в которой они живут, то цифровые технологии станут для этого инструментом.

    Поделиться