28.06.2018 00:06
    Поделиться

    Светлана Ходченкова: Мне интересно брать очередные вершины

    Со Светланой Ходченковой мы встречаемся на кинофестивале за завтраком. Успеваю лишь удивиться ритму ее жизни, потому что другого времени на встречу выкроить не удается. Накануне днем она прилетела, вечером присутствовала на одной из главных вечеринок - это сочетание приятного с полезным: и радость, и обязательство. Сразу после нашей встречи у нее еще несколько, потом пора готовиться к выходу на красную дорожку церемонии закрытия. И - самолет обратно в Москву. Неудивительно, что уже с раннего утра на руке Светланы - изящные часы, на которые востребованная актриса время от времени поглядывает.

    Вы всегда носите часы?

    Светлана Ходченкова: Я такой человек, который не может выйти из дома без часов либо без украшений. Могу выйти не накрашенной, не причесаться, как бы странно это ни звучало. Но если на мне нет часов и украшений, внутренне ощущаю себя не одетой.

    Анна Ахматова, например, не носила часы. Она говорила замечательную фразу: "Не могу, чтобы на мне что-то тикало".

    Светлана Ходченкова: Актерская профессия - очень зависима. У тебя не то что неделя, месяцы расписаны, и каждый день - по часам. Даже прилетая сюда на фестиваль, казалось бы, отдыхай, ходи, кино смотри. Нет! Встречи, мероприятия, сборы на них. И все это должно уложиться в одни сутки, на которые я приезжаю.

    Как же вы восстанавливаетесь при таком ритме жизни? Может быть, чтение, общение с друзьями...

    Светлана Ходченкова: Общение с друзьями - это всегда прекрасно. Но, скорее, так как я - абсолютный "визуал", мне нужно "менять картинку". Достаточно просто на два дня уехать куда-то из Москвы. Желательно, конечно, чтобы была хорошая компания, и я уже могу себя почувствовать отдохнувшей. Я из тех людей, которым недостаточно просто полежать у моря, почувствовать его запах... Мне на все время нужна какая-то активная программа: куда-то ехать, что-то смотреть и так далее.

    Может быть, в силу необходимости этой "активной программы" вы вдруг решили попробовать новую сферу деятельности - стали продюсером нового фильма. О картине "У нее другое имя" узнали даже в Каннах. Хотя вы сами туда и не приехали представлять проект.

    Светлана Ходченкова: К сожалению, не сложилось так, чтобы приехать в Канны, потому что как раз заканчивались съемки в двух проектах. Но история отношений мамы и дочки, которая легла в основу сюжета фильма режиссера Веты Гераськиной "У нее другое имя", настолько глубоко уже во мне сидит, что захотелось делать ее самой. И у нас не так часто происходят какие-то глубокие женские истории в кино...

    У нас нечасто? Все говорят о том, что модны и актуальные женские тренды.

    Светлана Ходченкова: Модны и актуальны, но где они? Как минимум мы будем в тренде.

    Как продюсер будете вмешиваться в творческий процесс, тем более что вы еще в картине играете и главную роль - мамы?

    Светлана Ходченкова: Творческий процесс в этом фильме - моя роль. Все остальное - дело режиссера. Как играть? Как я себе представляю? Пока никак. Но понимаю, что буду достаточно ответственным человеком. Наша история в том числе и о материнстве. Однако невозможно представить себя мамой, когда ты мамой еще не являешься. Конечно, я соберу вокруг себя группу единомышленников, которые прошли через родительский опыт, они будут мне помогать.

    Чем зацепила вас эта история?

    Светлана Ходченкова: Она очень отличается от того, что я раньше играла. И опять же, когда тебе предлагают уже готовый материал, приходится многое себе додумывать. А здесь так, как персонажи и какие-то диалоги писали мы сами - сразу все понятно. Я даже присутствовала на правках, здесь все очень близко мне изначально.

    Вы еще и соавтор сценария?

    Светлана Ходченкова: Нет. Но понимаю потом и кровью, что это уже мой персонаж. Я свою героиню на данный момент на сто процентов могу прочувствовать. Мне очень хочется поработать с Ветой. Мы уже много лет знакомы, я понимаю, что эту историю она сделает.

    А как вы начали работать с сопродюсером Катериной Михайловой?

    Светлана Ходченкова: Мы сделали фильм "Мамы", за который получили "Золотого орла". Там и познакомились. А потом уже была лента "Москва влюбленная", мы ее также представляли в Каннах. Тогда и пообщались, и подумали, что можно сделать еще что-то вместе. На тот момент мы с Ветой уже начали думать над фильмом "У нее другое имя". И когда сценарий был готов, мы обратились к Кате и проект ее заинтересовал, что было очень приятно.

    Мы с вами общались перед фильмом "Василиса", в котором вы сыграли русскую народную героиню Василису Кожину. Но тем не менее вы - актриса мирового уровня, достаточно вспомнить вашу роль в фильме "Росомаха. Бессмертный" в партнерстве с Хью Джекманом. Вы для себя ставите такую планку, что хотите работать наряду с голливудскими коллегами и быть звездой международного масштаба?

    Светлана Ходченкова: В такой профессии, как наша, мне кажется, я не могу требовать меньшего.

    Многие ваши коллеги требуют от себя меньшего.

    Светлана Ходченкова: Но это же их выбор. Мне интересно узнавать новое, брать очередные вершины, общаться на разных языках.

    Сколько вы знаете языков?

    Светлана Ходченкова: Иногда бывает так, что учу под проект. Потому что вдруг на греческом языке вот так вот сразу не заговоришь, например. И на китайском тоже. А для фильмов я их учила. Где-то говорила на немецком, где-то на польском. С польским, к счастью, все в порядке. У меня прабабушка из Польши.

    Знаю, что вы родились в маленьком городе. Но по вам никогда не скажешь, утонченная, красивая, в изысканных нарядах. Для кого-то это мечта. Для вас тоже была?

    Светлана Ходченкова: Не могу сказать, что это была моя мечта как таковая. Понятно, что эти сопутствующие профессии моменты приятны и интересны. Любой девушке и женщине было бы любопытно почувствовать себя в таких нарядах, которые демонстрируют актрисы на экране или на страницах журналов. Но это, скорее, приятный бонус к профессии. Потому что мне было бы недостаточно просто ходить по красной дорожке, печататься в журналах и при этом не иметь ничего за душой в профессиональном плане, чтобы иметь право выходить на эти дорожки.

    Многие девушки мечтают, не понимая, что для этого требуется большой труд.

    Светлана Ходченкова: Усилия колоссальные. И просто одними мечтами не обойтись. Действительно, нужно пахать, работать, иногда во вред даже личным отношениям. Потому что это, я повторюсь, очень зависимая профессия и иногда очень жертвенная. Нередко приходится делать непростой выбор.

    Вы сказали, что не поехали в этом году на Каннский кинофестиваль, потому что завершали съемки в двух новых проектах. Можно о них подробнее?

    Светлана Ходченкова: Один фильм называется "На острие". Он основан на реальных событиях - боях российских фехтовальщиц. Я горжусь этим фильмом - тоже, кстати, женской историей - про соперничество. Снято очень красиво, и история сильная. Противостояние двух женщин. Одна - моя героиня Софья Великая - уже достаточно известная фехтовальщица, и молодая спортсменка - ее играет Стася Милославская. Она только-только пришла в мир фехтования и, как часто это бывает, очень высокого о себе представления.

    Когда я узнала про этот проект, первая реакция моя была такая: опять спортивная драма. Тем более что параллельно снимается картина, где Виктория Исакова играет чемпионку по подводному плаванию.

    Светлана Ходченкова: Фильм с Викой Исаковой я тоже очень жду. У нас были мужские спортивные драмы, сейчас пошли женские. А я очень мало за свою фильмографию снималась с партнершами-девочками в женском кино.

    Зато у вас были такие голливудские партнеры-мужчины!

    Светлана Ходченкова: Да, замечательные. Но опять же, меня в фильме "На острие" привлекла история. Мне нравится, когда в характере происходят заметные изменения. И не всегда понимаешь, как вообще возможно перестроиться из спокойного человека до того, кто находится в состоянии, близком к умопомрачению. Когда мы стали выкладывать посты в Instagram про эту картину, очень много было комментариев на тему: ну вот, еще одна спортивная драма; что это за мода такая. Но я считаю, что это, наверное, больше несведущие люди, которые не очень часто посещают кинотеатры. У нас снимают замечательное кино про спорт, особенно в последние годы. Почему бы не делать эти истории, если мы их делаем хорошо. И почему бы людям не ходить и не смотреть. Ведь это все-таки наши героини, олимпийские чемпионки, и страна должна гордиться ими.

    Можно, я угадаю? Мне почему-то кажется, что вы в фильме "На острие" работаете без дублера. Вы учились фехтовать?

    Светлана Ходченкова: Фехтованию все мы учились в театральном институте. Однако когда мы пришли с этим "багажом знаний" на проект, нам сказали: "Забудьте!" Потому что в институте было красивое фехтование со шпагой, но в фильме мы фехтуем на саблях. Так что без дублеров обойтись было невозможно. Нельзя за короткое время обучиться фехтованию на таком филигранном уровне, чтобы потом это можно было достоверно рассказать в фильме.

    Второй проект - это сериал "Годунов" для канала "Россия 1"? Недавно видела материалы - не узнала там никого, а ведь играют известные актеры. Потом услышала, как они сами говорили, мол, так загримировали, что мы сами друг друга не узнавали на съемках.

    Светлана Ходченкова: Да, это было так.

    Ваша героиня тоже так преображена?

    Светлана Ходченкова: Трансформируется, конечно. Во-первых, я играю девушку с рыжими волосами, с карими глазами.

    Вы покрасили волосы в рыжий цвет?

    Светлана Ходченкова: Не крашу волосы. Это, конечно же, парик. Наши художники постарались, и вся группа была в восторге как от их работы, так и от работы всех наших артистов.

    На канале "Россия 1" выходил исторический сериал "София". Там были такие дорогие и необычные костюмы и предметы, изготовленные специально для него, что потом сделали отдельную выставку. В "Годунове" все так же?

    Светлана Ходченкова: Да. Потому что к нам приходят бесконечные экскурсии, друзья, просто чтобы посмотреть на эти костюмы, пощупать украшения, которые изготовлены на основе исторических: что-то позолоченное, из серебра, полудрагоценные камни, жемчуга, бирюза и так далее. Это, конечно, все безумно тяжело на себе носить. Стоять в этом можно, а ходить целый съемочный день - это все проходит уже с борьбой (смеется).

    Тема украшений красной нитью проходит через наше интервью. Но есть ли разница в том, чтобы уметь носить современные украшения и старинные? Было ли украшение, которое наиболее запомнилось?

    Светлана Ходченкова: Я все долго выпрашивала у наших девочек костюмеров: "Дайте мне корону, дайте мне кокошник, хочу сфотографироваться". И когда я уже играла Марию Годунову в возрасте, мне выделили корону. Я была счастлива. Готова была весь день в ней ходить.

    А разрешено ли во время съемок выкладывать фото в Instagram?

    Светлана Ходченкова: Разумеется, без разрешения мы это не делаем. И если выкладываем, то не во время съемок, когда входим в образ, а в перерывах. "Лифтолуки" в исторических костюмах. Царица "запилила лифтолук"* (смеется).

    Вопрос - ответ

    Всегда интересно читать, как собирается звезда на красную дорожку, как выбирает платья, и что означает быть послом какого-то определенного бренда, как вы - ювелирной компании Bulgari?

    Светлана Ходченкова: Как говорится, не ты выбираешь украшения и камни, а они выбирают тебя. У нас, скорее, так было. Когда начались в моей жизни премьеры, то в силу своего возраста, может быть, потому что это был только первый-второй курс театрального института, я не очень хорошо была знакома с ювелирными домами. И когда мы приезжали на международные фестивали - сколько бы ни было украшений представлено для красной дорожки, почему-то мы всегда были с Bulgari. Так рука за руку наша дружба дошла до того, что я сейчас являюсь послом бренда. Мне нравится то, что все изделия можно сочетать как с вечерними платьями, так и с джинсами. И это всегда будет выглядеть очень уместно и современно. Знаю, что ювелиры этого дома умеют делать даже из полудрагоценных камней такие украшения, которые хочется передавать по наследству.

    *Лифтолук (lift - лифт и look - взгляд, образ) - это один из видов селфи, которое делается в лифте с зеркалом

    **Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

    Поделиться