Новые параметры налогового маневра позволят избежать роста цен на топливо

Ситуация на топливном рынке России в июне стабилизировалась - заявил Анатолий Голомолзин. Первые четыре месяца этого года стоимость топлива шла в русле инфляции, затем произошел скачок. Это произошло из-за ряда факторов, в том числе из-за цен на внешних рынках и отвязки рубля от нефти. Кроме того, свой вклад внесла корректировка налогов. Так, за последние два года нагрузка на компании через повышение акцизов выросла в два раза, дал оценку Голомолзин.

После ряда предупреждений в адрес участников рынка на бирже ежесуточно торгуется больше, чем в тот же период прошлого года, сказал Голомолзин. Это обеспечивает достаточность предложения. Кроме того, на стабилизацию рынка повлияло снижение ставок акцизов с 1 июня этого года.

По словам Голомолзина, цены на топливо в России ниже, чем в США и Китае, а в течение года темпы роста стоимости литра вернутся в русло темпов роста инфляции

Говоря о причинах резкого роста цен в конце мая - начале июня Евгений Аркуша отметил, что "если бы налоговая реформа в нефтяной отрасли шла так, как было задумано изначально, то текущего резкого роста цен на топливо не произошло бы. Рост цен в рознице он назвал "беспрецедентно высоким" и поблагодарил правительство за быстрое реагирование и принятие мер по стабилизации рынка. Тем не менее, ситуация в отрасли остается тяжелой, считает Аркуша.Есть четкая связь между биржевой торговлей и ценами, напомнил Аркуша. По его словам, роста реализации топлива на бирже в июне на рекомендуемые три процента к уровню прошлого года не произошло. Розничные цены на заправках крупных участников рынка ниже, чем у независимых продавцов, так как у последних нет возможности опустить цены еще ниже. По словам Е.Аркуши, все еще в убыток работают заправки в Сибири, на Алтае, в Бурятии и дальше - на Дальнем Востоке. Из-за более высоких цен независимые участники рынка потеряли около 30 процентов клиентской базы, уточнил Аркуша. Пезидент Российского топливного союза Евгений Аркуша призвал поднять норматив продаж топлива на бирже. Он считает, что в России нужно развивать биржевую торговлю нефтепродуктами, так как биржевые индикаторы выступают ориентиром для оптовых цен. В частности, в ходе пресс-конференции он заявил, что необходимо распространить требования совместного приказа Минэнерго и ФАС на всех крупных производителей рынка, а не только на доминирующих игроков. При этом он отметил, что если объем реализации бензина на бирже падает ниже 15 процентов от уровня производства, то наблюдается рост цен, если объем реализации выше - цена падает. Эта аналитика была представлена на последнем заседании Биржевого комитета ФАС.

Вице-президент Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Антон Карпов отметил в ходе своего выступления, что в среднем ежесуточная реализация топлива в июне держится выше показателей июня прошлого года. За счет этого биржевые индексы снизились на 5-9 процентов.

По мнению Анатолия Голомолзина с 1 января 2019 года ставки акцизов вернутся к первоначально оговоренным уровням, то есть произойдет их рост примерно на треть от текущего уровня. Новые параметры налогового маневра, в частности введение гибкого акциза на нефтепродукты с 2019 года, позволят избежать роста цен на топливо при росте ставок. По его словам, такого механизма достаточно, учитывая, что у правительства будет возможность ввести заградительную экспортную пошлину на экспорт нефти и нефтепродуктов, если цены вырастут сильнее ожидаемого.

Сейчас пакет законопроектов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли находится в Госдуме. Точный механизм гибкого - или демпфирующего, то есть сглаживающего колебания - акциза пока прорабатывается.