29.06.2018 09:40
    Перспектива
    Поделиться

    На Среднем Урале запустили программу "Умный регион"

    До сих пор в стране практиковался точечный подход: программы "Умный город" реализовывались в основном в наукоградах и областных центрах. Сейчас в одноименной федеральной порограмме участвуют 25 муниципалитетов. Из Свердловской области - Екатеринбург и Новоуральск. Но свердловские власти первыми заявили о необходимости внедрения передовых технологий на всей территории региона.

    Мозговой штурм

    По мнению авторов уральского проекта "Умный регион", он позволит не только выстроить новую систему взаимодействия между муниципалитетами, но и поможет преодолеть так называемую угрозу цифрового неравенства между крупными и малыми. "По оценкам различных рейтингов, сегодня Екатеринбург в сфере цифровизации входит в первую десятку российских городов, тогда как область занимает очень скромные позиции, ниже 50-го места", - пояснил ситуацию один из разработчиков концепции "Умный регион" первый проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов.

    Все новые информационные системы, созданные в рамках проекта, сведут в единую базу. Без этого получится множество разноуровневых технических решений, которые потом необходимо будет переделывать или тратить деньги на разработку согласующих программ, уверен Кортов.

    Должна быть создана общая территория инновационного развития, заявил в конце прошлого года губернатор Евгений Куйвашев, давая старт проекту "Умный регион". Тогда глава области предложил муниципалитетам самим определиться с приоритетными программами, наиболее актуальными для их жителей. Мозговой штурм на местах длится почти полгода. Мэры признаются: оцифровать хочется многое, главное - определиться, что потянет бюджет и найдутся ли предприятия, готовые участвовать в инновационных проектах, в том числе на принципах муниципально-частного партнерства.

    - Муниципалитет готов к внедрению новых технологий, например интеллектуальной системы управления транспортом. Однако не все ноу- хау могут быть монетизированы, и надо оценить, какова будет нагрузка на бюджет, - говорит глава Березовского Евгений Писцов.

    Сейчас специально созданная экспертная комиссия собирает заявки и предложения с мест. Идей хватает. Так, в секторе "Государственное управление" представлен проект создания областного ситуационного центра. В сфере "Школы" предложено создать информационную платформу управления общим образованием. Состав портфеля проектов определится в начале осени. Тогда же будет ясен размер необходимых вложений.

    В интеллектуальное наступление уральские города идут не со стартовой позиции. Как подчеркнул губернатор Куйвашев, уже есть примеры успешного внедрения умных технологий. К тому же в регионе действуют и федеральные программы. К примеру, "Бережливая поликлиника", цель которой - эффективно перестроить процесс работы медиков с пациентами. В нынешнем году в проекте задействованы 26 медучреждений, большинство - из глубинки.

    Знают в лицо

    Показать действительно есть что, и свердловчане активно делятся опытом на международных площадках. Проекты неоднократно представляли на Иннопроме и петербургском экономическом форуме. К примеру, Сухой Лог считается "полигоном" для внедрения IT-решений в области энергосбережения. Почти пять лет здесь работают технологии экономии энергоресурсов, во всех бюджетных учреждениях введена система диспетчеризации.

    - За последние годы у нас существенно увеличилось количество уличных светильников, а расходы на их содержание не выросли. Как было заложено в бюджете 10 миллионов, так и остается, только светлее становится, - говорит глава городского округа Сухой Лог Роман Валов.

    Опыт умного освещения переняли соседи - власти Богдановича. Специальная программа, как по будильнику, включает и выключает фонари в городе, регулируя мощность ламп. Экономия налицо, как подтверждение того, что технологичные решения позволяют сократить расходы бюджета. Кстати, по данным экспертов Минстроя РФ, за счет внедрения умных технологий в коммунальную инфраструктуру издержки энергопотребления можно сократить на треть.

    Мэры признаются: оцифровать хочется многое, главное - определиться, что потянет бюджет и найдутся ли предприятия, готовые участвовать в инновационных проектах

    Власти Нижнего Тагила активно поддерживают программы интеллектуального управления. Проект "Тагил-300" так и назвали Smart city - Умный город. Предполагается, что к 300-летию, которое наступит в 2022 году, муниципалитетом, как современным заводом, можно будет управлять через единую информационную систему. Изначально предполагалось оснастить этой системой только мэрию. Но, изучив мировой опыт, бывший тогда главой Нижнего Тагила Сергей Носов поставил задачу охватить все сферы: ЖКХ, транспорт, улицы, социальные объекты.

    Особое внимание - вопросам безопасности. Исторически сложилось, что и в самом Нижнем Тагиле, и на близлежащих территориях находится немало исправительных учреждений, поэтому контроль за порядком на улицах - особый. Первые видеокамеры здесь появились давно, но с этого года устанавливается техника наблюдения нового поколения. Например, благодаря видеопокрытию привокзальной площади оператор на диспетчерском пульте может рассмотреть брошенный на улице предмет или номер проезжающего автомобиля. Умные камеры, расположенные в здании железнодорожного и автовокзала, умеют в деталях фиксировать лица входящих и выходящих людей, что упрощает розыск преступников.

    - Никто не ускользнет, - подтвердил корреспондентам "РГ" директор автовокзала Вячеслав Эйвазов. - Люди с благодарностями приходят: карманники, с которыми раньше сладу не было, исчезли. Им невозможно скрыться!

    Территория будущего

    Новейшие системы безопасности установили в канун чемпионата мира по футболу на вокзалах и улицах Екатеринбурга. Столица Среднего Урала превращается в "Город будущего". Именно с такой заявкой Екатеринбург претендует на проведение в 2025 году Всемирной международной выставки.

    Пока международное бюро решает, где пройдет Экспо-2025, в Екатеринбурге уже внедряются технологии будущего. К примеру, на днях презентовали умную схему управления транспортом. На остановках можно увидеть электронные табло, показывающие, когда придет автобус нужного маршрута. На общественном транспорте устанавливают внешние динамики, через которые машины будут "объявлять" номер подъехавшего маршрута, название этой и следующей остановки. Очень удобно людям с ослабленным зрением и тем, кто плохо ориентируется в городе.

    В планах - "обучить" и светофоры: трехглазые регулировщики будут фиксировать данные о загруженности дороги и автоматически переключаться в оптимальный режим. Умное регулирование движения пока тестируют на нескольких перекрестках. На интеллектуальную транспортную реформу областного центра направлено 40 миллионов рублей, а оценить результаты вложения смогут все горожане.

    Пилотная программа "Умный город" в стране запущена в конце прошлого года. Екатеринбург был включен минстроем в первую десятку экспериментаторов прежде всего потому, что у Среднего Урала есть собственные наработки, тот региональный уровень IQ, который делает его международным центром

    Между тем

    Особенно активно проект "Умный город" реализуется в Москве (платформа "Активный гражданин"), Подмосковье (сервис "Добродел") и Новосибирске ("Город"). Министерство строительства РФ планирует запустить банк решений для умных городов: своеобразный интернет-магазин, где мэр любого города сможет под свои задачи подобрать необходимые проекты и технологии, познакомиться с инструментами финансирования.

    Прямая речь

    Евгений Куйвашев, губернатор Свердловской области:

    Цель создания и развития "Умного региона" предельно проста: повышение качества, комфорта, безопасности жизни людей, упрощение взаимодействия граждан и организаций с государственными структурами. Это дает возможность сократить издержки бюджета и повысить эффективность государственных услуг.

    Андрей Чибис, заместитель министра строительства РФ:

    В умном городе удобно жить. Здесь должны широко применяться со­временные цифровые технологии и инновационные решения - начиная от правильного проектирования зданий, дорог и коммуникаций, заканчивая использованием сервисов, позволяющих привлекать людей к принятию решений.

    Поделиться