В следующий раз акциз должен вырасти с 1 января 2019 года - на 14,5 процента, до 1890 рублей. Такой опережающий рост фискальной нагрузки на этот рынок направлен на снижение потребления табака.
Кроме того, с 1 июля производители и импортеры табачной продукции становятся участниками эксперимента по маркировке табачной продукции. На потребительскую, групповую и транспортную упаковки наносятся специальные средства идентификации, а сведения будут заноситься в информационную систему маркировки и мониторинга. Потребитель через мобильное приложение сможет узнать о месте производства и статусе табачной продукции, в случае несоответствия полученных данных реальному положению вещей через то же мобильное приложение можно направить жалобу.
Также с 1 июля учет производства табачных изделий, перемещения через границу Таможенного союза или через границу России с государствами - членами этого союза осуществляется на основании данных таможенного и налогового учета, а также систем маркировки и собственных систем учета производителей.
По мнению представителя одной из крупнейших компаний - производителей табачной продукции Сергея Головко, введение обязательной цифровой маркировки способно создать технический барьер для доступа нелегальных сигарет на российский рынок. По данным исследования Kantar TNS, рост доли нелегального рынка до 7,7 процента в 1-м квартале 2018 года был обеспечен увеличением нелегальных перетоков более дешевой продукции из стран ЕАЭС и роста доли относительно новой категории фабричной табачной продукции, находящейся в обороте без специальной марки, с подозрительной акцизной маркой или предположительно подлинной маркой, но по необоснованно низкой цене, говорит эксперт.