Одной из причин начавшейся цепной реакции эксперты называют низкий спрос. По сравнению с этапом раннего бронирования ситуация оказалась не такой радужной, как, скажем, в начале весны. Тогда спрос рос как на дрожжах, и турфирмы надеялись увеличить продажи минимум на 20-30 процентов. Но, как рассказала пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина, с началом сезона отпусков россияне охладели к заграничным курортам, спрос на них уже мало чем отличается от прошлого года. В "плюсе" остается только российское побережье Черного моря, в частности Крым.
"Это доказывает, что не стоит ориентироваться на показатели раннего бронирования. Заранее об отдыхе думают те, кто хочет получить скидку на путевку", - замечает Тюрина. При этом, по ее словам, основная масса россиян по-прежнему покупает путевки ближе к отпуску. И для них важны другие факторы. Например, курс рубля, который за прошедшие месяцы успел подвергнуться серьезным колебаниям.
Руководитель правовой комиссии РСТ Георгий Мохов объясняет, что в момент, когда спрос падает, а цены на путевки растут, сложившаяся модель низкомаржинального бизнеса оказалась не жизнеспособна. У турфирм отсутствует финансовая "подушка безопасности", и малейшие колебания на рынке приводят к тому, что компания попадает в кризисную ситуацию. "Раньше можно было тянуть убытки, рассчитывая на доходы будущих сезонов. Но эта модель живет только на растущем рынке. Сейчас предел выживаемости - два месяца", - поясняет Мохов. По такой схеме работает очень большой процент турфирм.
Правда, все "свежие" банкротства связаны с деятельностью не очень крупных турфирм, пришедших на рынок относительно недавно. По-настоящему серьезные банкротства туроператоров не случались с 2014 года. "Крупные игроки все-таки стараются не рисковать понапрасну. Раньше компании могли поставить чартерные рейсы с запасом. Сейчас все просчитывают возможный спрос. Но даже это удается не всегда", - пояснила Тюрина. Она напомнила, что помимо "Натали Турс" и "Аврора-БГ" полетную программу из Петербурга в Анталью не так давно снял "Интурист".
Печально, что стандартные советы туристам, как обезопасить себя от проблемных турфирм, уже не работают. В том числе перестает быть главным критерием отбора и присутствие компании в Едином федеральном реестре туроператоров. Увы, но большинство покинувших рынок турфирм как раз имели свой реестровый номер.