Федор Елютин привез в Москву два новых иммерсивных спектакля

"А вы азартны, Парамоша", - процитировала я себе классика, отправляясь в театр. Федор Елютин - "торговец переживаниями", адепт иммерсивного театра, продюсер, антрепренер и т.д., привез в Москву два новых спектакля.

Уже прошло время с тех пор как я в старинном особняке "испытывала на себе" подобное шоу - "Вернувшиеся" и описывала это в "РГ". Это также иммерсивный театр, то есть зритель не сидит пассивно в зале и наблюдает за происходящим на сцене, а полностью вовлечен в происходящее. Более того, даже имеет возможность принимать решения, от которых что-то зависит. Его собственное впечатление - точно. Театр традиционный порой бывает скучен в сравнении с такими постановками, и ему нужно делать все, чтобы выдерживать конкуренцию. Тем более, что спектакли иммерсивные требуют новых навыков от актеров - попробуй не выйди из образа, когда зритель дышит тебе в затылок и задает неуместные вопросы. И от смотрящих - зритель порой чересчур возбужден тайной и своим влиянием. А это в отдельных случаях может заменить реальные чувства в жизни даже почище, чем интернет.

На этот раз Федор Елютин, который уже привозил в Москву такие шоу как Remote Moscow, Cargo и "Кандидат", представляет две премьеры бельгийских спектаклей. Место, где происходит действие, засекречено и раскрывается лишь за сутки. А постановки называются £¥€$ (ложь) и "Сокровенное". Почитав аннотации я выбрала первое - "интерактивное шоу о деньгах". А то второй спектакль, кроме того, что продолжение - две другие части smile OFF (первая в оригинальной хронологии) и "твоя_игра" (третья) были представлены в Москве в 2016-2017 годах - так еще и захватывает личные чувства. Влюблюсь еще - потом расхлебывай. Деньги, пожалуй, безопаснее.

"Подписываюсь" на постановку, в которой могут принять участие лишь 70 зрителей, хотя и зрителями по-хорошему их назвать нельзя. Соавторы! И получаю заветное письмо с адресом. Опять особняк в центре Москвы.

Прихожу и оказываюсь словно в фойе казино. Дамы и кавалеры, вспышки фотографов, шампанское... На стене на одном экране какие-то котировки, на другом - денежные знаки и слова "потрать", "покупай", "валюта" и другие. Может быть я все же на бирже? Но нет - слишком изысканно. Подхожу регистрироваться и слышу от тех, кто стоит передо мной, что с собой надо было приносить "наличку" - об этом якобы было написано мелкими строками внизу приглашения. Афера? Разводка? Все это тут же проносится в моей голове.

Не успеваю это обдумать, как мне выдают код. С его помощью я могу начинать делать инвестиции, поскольку вместе с кодом в моих руках первый миллион долларов! Пока виртуальный. Ощущать себя миллионершей очень приятно. Вхожу в сеть на заданный сайт и инвестирую всласть. Правда нужно правильно выбрать компании. Делаю ставку на те, что занимаются новыми технологиями - точно уж не подведут, биомедициной, едой (одна). И, конечно же, крупную сумму инвестирую в "Нетфликс" - чего еще можно от кино- и телеобозревателя ожидать.

...Все это был еще не спектакль, а подготовка к тому, что начнется в темной комнате - она же зрительный зал. Нас впускают в нее в означенное время и так получается, что вхожу туда одной из первых. Стройная блондинка в черном берет меня за руку и ведет за один из столов. Всего их 10, за каждым по 7 человек.

Сижу одна. Беспокоюсь. Спрашиваю у блондинки - крупье ли она. Девушка смотрит сквозь меня и не отвечает на вопрос. Стол наш заполняется. Незнакомые мне люди также не знают что их ждет. Мы на самом первом представлении - рассказать нам подробности было некому.

Если вы пришли на этот спектакль вдвоем, втроем или веселой компанией, это вовсе не означает, что окажетесь за одним столом. В вопросе денег ведь каждый, как правило, сам по себе. Хотя, как выяснится, есть в капиталах на глобальном уровне и нечто объединяющее, связывающее почище иных цепей. И мне придется это познать, вступив в денежные отношения с совершенно незнакомыми мне людьми, для начала достав из сумки кошелек.

...Когда я смотрела фильм-победитель Каннского кинофестиваля прошлого года "Квадрат", то сама себе призналась, что на один эксперимент из области нового искусства не поддалась бы никогда. В фильме именно на выставке в музее современного искусства при входе нарисован большой квадрат. Каждый посетитель должен положить в него бумажник и мобильный телефон. А далее - "спокойно" пойти в музей. Как это так? Оставить мобильный, и карточки, и деньги непонятно где - это острое щекочущее нервы ощущение сейчас я испытала ни в кино, а наяву. При просмотре фильма я непроизвольно подумала о том, что в музей бы этот, наверное, не пошла. А тут - оказалась на таком спектакле. Да еще и название "Ложь", то есть невольно все время ожидаешь - в какой-же именно момент тебя обманут. Уйти, что интересно, нельзя. Двери черной комнаты закрыты. Сзади на стуле, правда, заботливо - для особо впечатлительных - прикреплена бутылочка воды. Но что вода, если кошелек на кону.

...Это было только начало. Блондинка в черном объявила нам, что теперь мы все - в связке. Потому что представляем финансовую систему одной страны. Традиционно она называется по имени первого игрока. А, значит, наша стала Сусандией. И мы начали создавать ее экономику. Акции, займы, проценты, рынок, слово "облигация", при упоминании которого в моей голове появляется Манька "Облигация", талантливо сыгранная Ларисой Удовиченко. Страховка... Тут в жизни со всем этим не справляешься, а за столом нужно принимать решения и быстро "Рынок страны Сусандия" открыт!", - возвещает наша "крупье". Мы делаем ставки, платим налоги, принимаем решения. Все как бы условно, и все - по-настоящему. "Так мы работаем на себя или на экономику страны?", - наконец интересуется представитель "крупнейшего банка" за нашим столом.

Это было похоже на игру в "Монополию" с незнакомыми людьми, или на "Цивилизацию", или на компьютерную The Sims. Но это - театр, рядом с нами - настоящие артисты, исполняющие свои роли так, что активы и бюджеты, казалось, были реальны. По крайней мере, меня посетили чувства: что будет, если я все потеряю и не смогу расплатиться? Отблагодарит ли меня сосед, если я помогу ему деньгами? Должна ли я возвращать выданную мне государством ссуду? И главное - чувство гордости за страну Сусандию, когда она набрала высокий рейтинг и не разорилась.

Два часа пролетели, словно генеральная репетиция. Мы только-только освоили правила, вошли во вкус в предвкушении настоящей игры - и азарт был, как в реальном казино - как спектакль окончился. Пришла пора прятать кошельки и подсчитывать выручку. Я заработала 22 миллиона. Меньше всех в стране Сусандии. Но что поделать - нам же пояснили, что культура - самая неприбыльная инвестиция.

На выходе из зала меня ждала еще одна новость - 12 место в инвестициях он-лайн и сумма в 999 688,99 долларов. Я практически "отбила" свой первоначальный миллион, не уйдя, правда, в прибыль. Думаю, все же "Нетфликс" не подвел, хотя кто знает - подробные котировки я на радостях не посмотрела. А удалось ли мне и всем остальным обналичить заработанное и как - какой смысл о этом говорить, ведь я не смогла, как было обещано в анонсе глобальной экономической игры £¥€$ (ложь) - "занять место среди 1% богатейших людей мира". И даже мультимиллионером, в отличие от некоторых, не стала. Однако создатели шоу предупредили о том, что оно "демонстрирует механизмы экономики и ситуации из мира глобальных финансов, которые в любой момент могут повториться в реальной жизни". И, кажется, я к этому уже немного готова. Осталось только подождать.

Кстати

В российской версии спектакля "Ложь" принимают участие 20 актеров. Модератор, она же "крупье" нашего стола на мой вопрос об ее имени не ответила - нельзя по правилам, но у меня есть основания полагать, что роль исполнила актриса Дарья Башкирова.

Между тем

Оба спектакля получили первые призы на престижном международном театральном фестивале Edinburgh Festival Fringe: "Сокровенное" (оригинальное название Internal) - в 2009 году, £¥€$ (lies) - в 2017 году. Режиссер - Александр Девриендт. Его театральная компания славится тем, что ставит спектакли, моделирующие жизненные ситуации. Впервые они появились на подмостках в 2007 году со спектаклем, где зрителей сажали в кресло-каталку, связывали руки и закрывали глаза повязкой. Русская версия этого спектакля называлась Smile OFF, что означает - "Без улыбки".

Самые громкие столичные иммерсивные спектакли

"Вернувшиеся"

"Пиковая дама"

"Черный русский"

"Совместные переживания"

"В гостях. Европа"

"Русские сказки".