На афише Башкирского театра премьера вечера одноактных балетов выбивается из ряда "Лебединых озер", "Баядерок" и "Жизелей" - многоактных спектаклей-драм, созданных еще в позапрошлом веке для Императорских театров и с тех пор сохраняющихся практически в неизменном виде. Их исполнение требует финансового благополучия, многочисленной труппы и первоклассной выучки артистов. Уфа - один из немногих российских городов, обладающий всем комплексом возможностей для полнокровного представления этих балетов.
Но сегодня репертуар театра содержит практически полный комплект классики, и пришло время расширять представление о возможностях хореографии. Инициатором этого процесса выступил Дмитрий Антипов. Выпускник Воронежского хореографического училища, он рано переключился с исполнения балетов на их создание, окончил Московскую академию хореографии и стал активным участником всех отечественных проектов для начинающих хореографов. В его активе - постановочная работа в опере, мюзикле, телепроекте "Большой балет", балеты в театрах Красноярска и Японии.
Башкирскому театру Антипов предложил два одноактных спектакля, объединенных первоклассной музыкой, не часто звучащей в балетном театре. "Времена года, или Таинственный сад" возвращают на сцену редко исполняемую партитуру Александра Глазунова, созданную в конце XIX века для Мариуса Петипа. Для второй части вечера выбрана "Рапсодия на тему Паганини" Сергея Рахманинова, тоже имеющая сценическую историю. Вероятно, чтобы облегчить задачу привычному к традиционным либретто зрителям, хореограф предпослал каждому балету небольшое текстовое предисловие, хотя в обоих традиционный сюжет вычитывается и без словесных ходунков. Во "Временах года" в воображении юноши парковая статуя оборачивается живой девушкой, взаимоотношения с которой можно воспринять как природную стихию. В "Рапсодии" трио Диеза, Бемоля и Ноты в окружении других нот - повод сделать зримыми связи между музыкой и танцем.
Мелодическое обаяние обоих музыкальных произведений, их ритмическая ясность и зримая пластичность оказались выгодно подчеркнуты оркестром Башкирского театра под руководством Артема Макарова (фортепианную партию в "Рапсодии" исполнила Шаура Сагитова). Антипову сложно пока соответствовать композиционной изощренности Глазунова и Рахманинова, не хватило ему и широты "дыхания" - хореографические фразы выглядят гораздо лаконичнее и короче музыкальных. Но хореограф отозвался на музыку необычными сочетаниями движений, интересными комбинациями для небольших ансамблей, составляющих значимую часть балетов. Академическая подготовка уфимских танцовщиков позволила Антипову реализовать технически сложнейший текст, в который фуэте, большие пируэты и другие рекорды современной виртуозности вписаны как элемент художественной выразительности, а эстетику неоклассического балета довольно точно почувствовали Лилия Зайнигабдинова, Сергей Бикбулатов и Олег Шайбаков в "Рапсодии", Адель Филиппова, Алиса Алексеева, Радмир Кадыров, Софья Доброхвалова во "Временах года".
К достоинствам молодого хореографа можно отнести умение превратить постановку спектакля в работу единомышленников. Он сам выступил в качестве художника-постановщика и художника по костюмам, а в помощь себе привлек юных местных художников Айдара Галеева и Марию Редникову. Соавтором хореографа стала Ирина Вторникова - поставленный ею свет подчеркнул многомерность танца, его графическую точность в "Рапсодии" и цветистую размашистость во "Временах года". Неудивительно, что в процессе подготовки премьеры одноактных балетов Дмитрий Антипов начал воплощать в Уфе еще один проект - "Rudy Dance". Это лаборатория для шести начинающих хореографов, которых отберет международное жюри. В августе они соберутся в Уфе и поставят для артистов театра номера, посвященные Башкирии и ее легендарному представителю - танцовщику-новатору Рудольфу Нурееву. Их работы покажут 2 сентября.