Ввиду болезни Джанандреа не смог участвовать в прошлом фестивале. Зато по приглашению маэстро Валерия Гергиева выступил с единственным концертом в этот раз, представив на сцене Концертного зала Мариинского театра программу из произведений Габриэля Форе (сюита из музыки к драме Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда"), Клода Дебюсси ("Иберия" из цикла "Образы") и Петра Ильича Чайковского (Пятая симфония). На каждом его концерте обязательно присутствует супруга. Концерт в Петербурге, любимом городе Нозеды, тоже не стал исключением. Джанандреа Нозеда дал эксклюзивное интервью для читателей "РГ".
Джанандреа, 21 год прошел с момента вашего дебюта в Мариинском театре. Какой ощущаете дистанцию своего пути?
Джанандреа Нозеда: Я не могу сказать, что мой опыт работы с Мариинским театром уже завершен, так как продолжаю сотрудничать с ним. Безусловно, хотелось бы здесь бывать чаще, но я очень занят, к сожалению. То, что я почерпнул за все эти годы - быть всегда глубоко преданным музыке, и каждый раз стараться рассказать слушателям и зрителям некую историю - это именно то, что очень близко моему сердцу и то, что я выучил здесь.
Когда вы впервые встретились с Валерием Гергиевым?
Джанандреа Нозеда: Мы познакомились летом 1993 года в Сиене. Валерий давал там мастер-классы, а я был его учеником. С тех пор поддерживаем очень хорошие и дружеские взаимоотношения. В 1997 году он впервые пригласил меня в Петербург продирижировать оперу Вольфганга Амадея Моцарта "Свадьба Фигаро". С этого момента я просто влюбился в Мариинский театр. Я безмерно благодарен маэстро за такой чудесный опыт работы со знаменитым петербургским коллективом.
Санкт-Петербург в числе ваших любимых городов?
Джанандреа Нозеда: Конечно! Благодаря своим культурным событиям, в том числе и музыкальным, Санкт-Петербург очень важный город во всем мире. И я думаю, что этот русский город можно смело назвать еще и одной из влиятельных культурных столиц мира. И с точки зрения искусства, и музыкальных событий Петербург принадлежит всему миру и является колыбелью мировой культурной цивилизации.
Джанандреа, долгое время вы возглавляли оркестр и хор театра Реджо в Турине. Что привнесли нового в этот коллектив?
Джанандреа Нозеда: Мы сделали огромный скачок в развитии. Нам удалось значительно повысить уровень оркестра, хора и самих постановок. К сожалению, этот проект сейчас уже для меня завершен по некоторым причинам, в том числе и политическим. Однако, те результаты, которых нам удалось достигнуть, уже никому не удастся у нас отнять. И то, что мы с артистами труппы Королевского театра Реджо постарались достичь вместе, навсегда останется там.
Как стараетесь распределять свой график работы с международными коллективами?
Джанандреа Нозеда: Я пытаюсь грамотно организовать свое время, но, к сожалению, пока безуспешно. Три месяца в году я провожу в Вашингтоне, сотрудничая с музыкантами Вашингтонского национального симфонического оркестра, четыре-пять недель - в Лондоне с Лондонским симфоническим оркестром, три недели - в Израиле с Израильской филармонией. И вот в этот раз мне удалось в Петербурге провести неделю, это стало для меня большим подарком.
Когда вы за пультом, что избираете для себя главным?
Джанандреа Нозеда: Когда я встаю за дирижерский пульт, для меня самое главное оставаться на службе музыки, или, если хотите, быть слугою музыки. И просто позволить музыке самой говорить, это - моя главная цель, но, к сожалению, пока очень редко достижимая.
К какому разряду дирижеров себя относите? Строги ли в общении с музыкантами?
Джанандреа Нозеда: Я стараюсь принадлежать к категории хороших дирижеров. Это всегда непростой, длинный и тернистый путь, но ориентируюсь на таких великих музыкантов, как Валерий Гергиев. Каждый день я стараюсь совершенствовать свое мастерство и становиться немного лучше.
Как вы думаете, время дирижеров-диктаторов завершилось?
Джанандреа Нозеда: Время диктаторов абсолютно точно завершилось. Теперь уже невозможно существовать в рамках диктатуры. Конечно, ты можешь делать какие-то заявления, иногда быть строгим и суровым, но при этом всегда необходимо проявлять уважение к оркестру и никогда не быть высокомерным и заносчивым.
Джанандреа, с этого сезона вы стали главным дирижером Вашингтонского национального симфонического оркестра. Как изменится репертуарная жизнь этого коллектива, и какие новые задачи ставите перед собой и музыкантами?
Джанандреа Нозеда: В первом сезоне я постарался использовать максимально широкий репертуар, и оркестр с большой отзывчивостью к этому отнесся, так же как и публика, и вообще сам город. Год пролетел прекрасно и многообещающе. Вашингтонский национальный симфонический оркестр - прекрасная команда! Я думаю, в дальнейшем мы будем развиваться еще активнее.
Какое вдохновение стараетесь находить в музыке Клода Дебюсси?
Джанандреа Нозеда: Дебюсси - композитор с очень творческим подходом. Он использовал в своей музыке множество образов и самых разнообразных красок для оркестра. И эта знаменательная дата действительно хороший повод заново открыть его произведения. Я всегда включал музыку Клода Дебюсси в программы своих выступлений, но в этом году уделил ей еще больше внимания, чтобы понять и показать, каким образом его произведения даже через сто лет остались свежими и актуальными. А сейчас я бы хотел больше уделить внимания австро-немецкому репертуару. Есть желание продирижировать некоторые симфонии Антона Брукнера.
Джанандреа, практически ни один из концертов не обходится без присутствия вашей очаровательной супруги и музы Лючии. Вы не можете друг без друга?
Джанандреа Нозеда: Не можем! Я очень люблю Лючию. Ее присутствие придает мне больше всего сил и энергии. Она всегда рядом со мной на концертах. Каждый ее совет и ее внимание для меня бесценны!
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"