Светлана Викторовна, сегодня рост тарифов увязан с уровнем инфляции. Может быть, необходимо использовать какие-то другие основания для повышения тарифов, изучать, когда это действительно необходимо, а когда нет?
Светлана Разворотнева: На мой взгляд, конечно, нужно не просто повышать размер платы на размер инфляции, а проводить подробный публичный аудит с участием независимых экспертов и общественности. И принимать решение по каждому предприятию в части тарифообразования.
Такие механизмы у нас пытались внедрить несколько раз. В 2013 году было распоряжение председателя правительства Дмитрия Медведева о создании отраслевых советов потребителей, которые должны были рассматривать тарифные заявки предприятий и инвестиционные программы.
В итоге советы были созданы во многих регионах, но существенного влияния они, на мой взгляд, на процесс пока не оказывают. Во многом потому, что аудит тарифных заявок - это большая профессиональная работа, на которую у общественников нет средств. Им приходится верить на слово чиновникам.
В редакцию пришло сразу несколько писем от владельцев однотипных квартир. Они спрашивают, почему за одинаковые квартиры им приходят такие разные платежи?
Светлана Разворотнева: Действительно, таких историй много. Тариф зависит от того источника, который поставляет этот ресурс. Например, в Воронеже есть левый берег и правый. С левой стороны источником тепла является электроэнергия атомной электростанции, она в разы дешевле, а с правой - теплоэлектростанция, потребители ее ресурсов платят дороже.
А можно ли где-то посмотреть тарифы на схожие квартиры? Просто для того, чтобы понять, не завышен ли тариф по сравнению с таким же жильем в своем же городе или сколько за такие же квартиры платят жители других регионов.
Светлана Разворотнева: Есть, конечно. Во-первых, ГИС ЖКХ - система, в которой по адресу можно посмотреть всю информацию о поставщиках, о тарифах. И на сайте ФАС есть тарифы по регионам.
Можно ли на весь город, к примеру, установить один тариф на тепло? Ведь жители не виноваты, что живут у более дорогого источника тепла.
Светлана Разворотнева: Сегодня минэнерго пытается внедрить принцип единого тарифа на тепло. На отдельных территориях вводятся понятия единой ценовой зоны, на которой будет действовать единая теплоснабжающая организация и, соответственно, единый тариф, рассчитанный по принципу "альтернативной котельной". Предполагалось, что "альтернативная котельная" - это наиболее современный и эффективный источник тепла и установленный по этому принципу тариф будет стимулировать все остальные организации теплоснабжения проводить модернизацию и снижать стоимость ресурсов.
Наши читатели спрашивают, можно ли обязать тепловиков раскрыть информацию, из чего складывается тариф на тепло? Это один из самых дорогих ресурсов, но люди не знают, почему они так много платят за него.
Светлана Разворотнева: По поводу того, чтобы раскрыть вообще все составляющие тарифа... это огромная "простыня", в которой непрофессионалу практически невозможно разобраться. Поэтому вряд ли это поможет внести ясность. Главное, что необходимо понимать потребителю, - сколько стоит ресурс и сколько его потребили. И если мы сталкиваемся с различными махинациями в этой сфере, они, чаще всего, касаются тех объемов тепла, за которые приходится платить гражданам. В половине домов сегодня отсутствуют приборы учета на тепло. А во многих они установлены, но не используются, гражданам начисляют по нормативам.
По окончании отопительного сезона тепловики делают перерасчет платежей за тепло. И многие читатели считают, что их обманывают. Есть ли у них повод для этого?
Светлана Разворотнева: У нас очень много регионов, которые установили схему 1/12, то есть за отопление люди платят все 12 месяцев. Как это делается? Исходя из показателей прошлого года, потребителю рассчитывают примерную плату за месяц этого года, и она платится вне зависимости от отопительного периода: и зимой, и летом. А потом тебе еще в конце отопительного периода, который у нас сейчас приходится на июль, ее еще и пересчитывают, в зависимости от того, была ли зима холодной. Есть случаи, когда пересчитывали в меньшую сторону, но почему-то, как правило, пересчитывают в большую.
Мы обращались в минстрой и в Госдуму с тем, чтобы дать возможность собственникам самим решать, считать платежи по 1/12 или только в отопительный сезон. Потому что платить в отопительный сезон для людей понятнее. Кроме того, распределение платежей на 12 месяцев осложняет оплату тепла в домах, где есть счетчики. Даже если у тебя есть прибор учета, тебе считают не по нему, а по общему вектору. Это очень сложно.
Почему в основном перерасчет происходит в сторону увеличения. У нас ведь были и теплые зимы, значит, тепла требовалось меньше.
Светлана Разворотнева: Ресурсоснабжающая организация заинтересована в том, чтобы продать тепла как можно больше, и не очень заинтересована в энергоэффективности. И поэтому даже когда зима теплая, она не соблюдает температурный режим, начинает топить сильнее, чем это требуется. А люди открывают форточки, но платить им придется и за то тепло, которое они выпустили на улицу.
Можно доказать, что поставщик тепла нарушил тепловой режим?
Светлана Разворотнева: Это сложно. Если потребитель хочет доказать, что ему дали лишнего тепла, он должен взять у Гидрометцентра официальную справку температурного режима по дням. Соотнести данные из нее с тем, какое количество тепла пришло в дом. И пойти в суд.
Выходом из этой ситуации является установка индивидуальных тепловых приборов (ИТП) с погодным регулированием. Эта тема сейчас активно обсуждается. Даже минэкономразвития грозилось субсидии выдавать на их установку. Некоторые муниципалитеты сейчас начали устанавливать массово такие ИТП, например Казань. Мы тоже сейчас пытаемся продвигать идею для собственников, у которых есть спецсчета, в рамках капремонта предусмотреть установку таких ИТП.
Много вопросов по жилищным услугам. Люди пишут, что они по темпам роста обгоняют коммунальные, и спрашивают, не планируется ли для них ввести такой же ограничитель, как действует на коммунальные услуги?
Светлана Разворотнева: По закону плата за жилищные услуги определяется собственниками на общем собрании. И только если они соответствующего решения не приняли, плату устанавливает муниципалитет. Поэтому главный рецепт для граждан, желающих контролировать цены на жилищные услуги, - активно работать со своей управляющей компанией, планировать работы по дому на следующий год, рассчитывать их стоимость. Все это должно отражаться в договоре управления. Ведь на федеральном уровне определен только перечень работ, которые должны проводиться в доме. Их периодичность определяют сами собственники, также как и стоимость. Очень часто возникающие проблемы - результат нашей собственной пассивности. К нам иногда приходят жалобы от граждан на повышение цен управляющей компанией. Начинаем разбираться - оказывается, в договоре управления есть пункт, позволяющий управляющей компании повышать плату в одностороннем порядке.
Тем не менее после пресс-конференции в декабре 2017 года президент поручил правительству ввести ограничения на рост цен на жилищные услуги. Поручение выполнено?
Светлана Разворотнева: Минстрой разработал методику расчета платы за жилищные услуги. Она применяется в тех случаях, когда граждане не приняли решение о размере платы за услуги своей управляющей организации. К сожалению, эта методика не основывается на реальных расчетах стоимости работ по содержанию и текущему ремонту дома. Цена устанавливается по типам домов без учета их реального состояния. И потому методика, по мнению многих экспертов, не позволит обеспечить необходимую прозрачность в данной сфере. При этом многие регионы принимают собственные методики, и они являются значительно более проработанными. Например, к числу регионов, сделавших реальный "калькулятор" для расчета стоимости жилищных услуг, можно отнести Башкортостан, Владимирскую область, Москву и ряд других регионов.
Нам пишут люди, что для них самая проблемная статья это "содержание и ремонт", потому что управляющие компании вычленяют из нее какие-то отдельные услуги и ставят их отдельной строкой. Насколько это законно?
Светлана Разворотнева: Само появление новой строки не является нарушением. Управляющие организации так делают, если какую-то работу выполняет другая компания - на аутсорсе, на договоре субподряда и т.д. Это упрощает расчеты.
Если же у собственников есть сомнения в честности УК, надо разбираться. Основой для взаимоотношений собственника и управляющей компании является договор управления, в котором должна быть зафиксирована стоимость работ, их периодичность, а также состав общего имущества, которое обслуживает УК. Если каких-то элементов, например домофона, в этом перечне общего имущества нет, - за его обслуживание может браться дополнительная плата.