Объявлениями о ремонте бытовой техники в Белгороде пестрят даже информационные стенды на остановках общественного транспорта. Каждый мастер обещает, что приедет по звонку в течение часа, быстро определит причину поломки и устранит ее на глазах хозяина. Как правило, большинство таких специалистов - успешные самоучки, которые нашли подход к электронике, вложились в инструменты и оборудование для ремонта, наработали связи с поставщиками запчастей и теперь трудятся как "серые" предприниматели. Ведь спрос есть.
Мастер Дмитрий Шубин - специалист по ремонту стиральных машин - вспоминает, что первые практические навыки оттачивал дома: пержде чем стать настоящим мастером, он сначала отремонтировал собственную "стиралку". Для того чтобы повысить квалификацию, уехал в Москву и получил там специализированное образование - нигде ближе подобных курсов не нашлось. Теперь он вполне успешен.
- Новая техника служит все меньше, - поясняет Дмитрий. - Раньше те же итальянские производители делали машины так, чтобы они служили очень долго. Теперь же стараются собрать из менее прочных деталей, вот приборы и ломаются, послужив всего несколько лет.
О том, мешают ли ему самоучки, заполонившие рынок, Дмитрий даже не задумывается.
- У меня хватает клиентов, - говорит он. - Как правило, это люди в возрасте, которые не привыкли часто менять технику. Молодые, как только что-то сломалось, бегут в магазин: даже если нет денег, технику можно купить в кредит. Но старшее поколение обязательно проконсультируется, нельзя ли починить?
Коллега Дмитрия Роман Базуев подтверждает: существует устойчивое (и небезосновательное!) мнение, что старая техника - более качественная, чем новая. И если после десятилетий службы вышла из строя одна деталь, надо ее заменить, но не списывать всю стиральную машину или холодильник в утиль.
- Некоторые признаются, что вот, мол, машинка прослужила 20 лет, и вся семья ее любит, - грассказывает Базуев. - Просят - сделайте что-нибудь, почините. Почти всегда это возможно - только запчасти надо найти подходящие.
Дмитрий Шубин отмечает, что в своей работе не использует детали из подержанной техники.
- На них же нельзя дать гарантию, - поясняет он. - Хотя, конечно, я знаю о том, что многие так делают: скупают старую технику, разбирают и потом этими деталями пользуются.
- Все зависит от добросовестности мастера, - добавляет Роман Базуев. - Понимаете, один может и запчасти взять хорошие, и с поломкой столкнуться несложной, но сделает так, что через три дня все снова ломается. - Клиент обращается с претензией и слышит, что, мол, сам виноват. Ведь все было сделано и работало. Добросовестность или есть, или ее нет, вот и все.
Бывает и так, что запчастей просто не найти. Тогда мастера предпочитают отказаться от работы с техникой - репутация дороже. К слову, объявлений о скупке старых приборов множество. Как правило, многие из них стараются привлечь к себе внимание громким названием, например "общество по утилизации бытовой техники". Обещают принять все, что человек предложит, но когда разговор переходит к конкретике - отказывают, и весьма грубо.
- Я попыталась сдать в утиль старую "стиралку" - у свекрови она занимала половину кладовки, - рассказывает Елена Лукина. - Чтобы показать детям, как надо ответственно подходить к таким ситуациям, я начала обзванивать магазины бытовой техники. Как-то видела объявления о скидках, если привезешь старую машину. Но сейчас там надо или новое выбрать, причем на немалую сумму, или вообще не привозить ничего. "Частные" объявления, где говорилось о помощи сознательным гражданам не захламлять планету, и вовсе неприятно удивили. Как только я говорила, что "стиралка" - это не современная машина известных брендов, а всего лишь "Вятка" неизвестно какого года выпуска, связь обрывалась. А один частник даже высмеял меня: "Да выбросьте вы ее на свалку и успокойтесь".
Председатель белгородской ремесленной палаты Николай Забуга такой ситуации не удивляется. Он подтверждает, что под видом скупщиков старой техники зачастую скрываются как раз недобросовестные мастера, занимающиеся ремонтом.
- В целом ситуация на рынке ремонтных услуг такая же, как и на рынке услуг в принципе, - констатирует эксперт. - Многочисленные фрилансеры-самоучки, не платя никаких налогов и не предоставляя гарантий клиентам, спокойно получают свои деньги. Я не говорю про бюджет - сколько он теряет, но ущерб легально работающим предпринимателям они наносят значительный. Да и потребитель в проигрыше.
Впрочем, по его словам, и хорошие мастера порой уходят в тень - из-за растущей нагрузки на легальный бизнес. Взносы в соцфонды, онлайн-кассы, невозможность работать с патентом, как давно предлагается, по словам председателя палаты, просто губят весь микробизнес в целом и ремонтные мастерские в частности.
- Предприниматели просто оказываются перед выбором - или отдавать долги государству, или семью кормить. Понятно, что они выбирают семью, - подчеркивает он. - В целом ситуация с мастерами складывается грустная. Раньше наш учебный комбинат вел подготовку телемастеров, но теперь этого направления нет. Ближайшее учебное заведение - в столице, но, чтобы туда поехать и выучиться, нужны средства. По сути, отрасль наполняется непрофессионалами, которые мешают настоящим специалистам.
Зачастую по этой же причине настоящие мастера предпочитают работать в одиночку: считается, что лучше отказаться от заказа, чем привлекать помощника, которого сам не обучишь - нет времени, а направить на курсы в столицу - слишком дорого.
Бытует мнение, что пройдет еще лет пять - и самой услуги по ремонту бытовых приборов попросту не станет. Люди привыкнут менять стиральные машины через каждые семь лет, а поломку телевизоров станут воспринимать как должное, ведь тенденции к росту запаса прочности техники не просматривается.
- А я считаю, что как раз поэтому наши услуги и будут востребованы, - уверен Роман Базуев. - Все же покупать новое дорого, и я не думаю, что цены упадут настолько, что бытовая техника будет доступна каждому. Поэтому люди и будут стремиться воспользоваться нашими услугами.
Николай Забуга, в свою очередь, подчеркивает: в таких условиях потребуется единый реестр таких фирм и мастеров.
- Он уже необходим, причем для всей сферы услуг, - считает председатель ремесленной палаты. - Клиент должен знать, кто работает легально и может дать гарантию как на детали, так и на работу, которую он выполнил.
Пока такого реестра нет, и председатель палаты, и мастера бытовой техники советуют не соглашаться на первое предложение о ремонте бытовой техники, а проверить, есть ли у мастера документы, в том числе бланки строгой отчетности, которые проверяет налоговая инспекция, останется ли на руках у клиента чек и гарантийный талон. И если такие требования мастера не пугают, можно доверить ему технику и заплатить деньги.