Национальный план развития конкуренции был принят в России в конце прошлого года. Один из главных посылов - доля госсектора в экономике должна сокращаться за счет прихода бизнеса. В нацплане прописано, что в каждой отрасли необходимо присутствие как минимум трех игроков, причем один из них должен быть частником.
И сейчас регионам необходимо обеспечить здоровую конкуренцию. Но есть недавний пример: ситуация с малым и средним предпринимательством, его доля в госзакупках была отрегулирована федеральным законодательством.
А по факту, как говорит председатель Общественного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Петербурга Елена Церетели, получилась ситуация, когда крупные игроки стали представлять на торгах свои дочерние структуры. При такой схеме невозможно обеспечить реальную конкуренцию и, как следствие, экономию бюджетных средств при повышении качества товаров и услуг. Кроме того, реально существующие малые компании оказываются далеко от бюджетного "пирога".
В случае, когда на карту поставлены не конкретные заказы на сайте госзакупок, а целые отрасли, обеспокоенность участников рынка вызывает возможная аффилированность компаний с государственным участием.
- Мы столкнулись с этим. Мне казалось, что транзакционные издержки будут невыгодными. Нет, все открывают десяток малых и средних предприятий и зачищают рынок в своей области. Мы будем очень внимательно наблюдать за ситуацией и стараться пресекать псевдоконкуренцию, - отметил заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский.
Тем не менее, Цариковский призывает "не доходить до Адама и Евы". В ряде отраслей, связанных, например, с обеспечением граждан ресурсами или социальными услугами, учредитель в лице госструктур может прослеживаться через несколько колен. Позиция ФАС в данном случае такова: если на рынке работают третьи-четвертые правнучки госструктуры или крупной компании, среду можно считать конкурентной. Если связи теснее - это повод для вмешательства антимонопольного ведомства.
В нацплане определен 41 ключевой показатель развития конкуренции. Из перечня каждый регион волен выбрать 33 любых пункта и по ним к 2020 году достичь необходимых показателей. Право выбирать объясняется просто: например, в плане фигурирует показатель развития розничной торговли в сфере лекарственного обеспечения. К 2020 году в регионах, которые его включат в свой план, доля частного бизнеса в этой области должна достигать
60 процентов. Если, например, в Петербурге или Ленобласти, где высокая концентрация населения, этот пункт вполне достижим, то, к примеру, в Ненецком автономном округе, где государственная сеть аптек поставляет лекарства в отдаленные поселки с населением 500-1000 человек, добиться прихода нескольких частных игроков по объективным причинам невозможно.
И сейчас регионы как раз и выбирают показатели, от достижения которых они пока откажутся. Для примера, в Ленинградской области не готовы развивать частную конкуренцию в сегменте высшего образования. Объясняется это тем, что частных вузов в регионе нет, и предпосылки к их появлению отсут-ствуют.
В Петербурге планируют не учитывать показатели, связанные с развитием семеноводства и животноводства.
Как в Петербурге, так и в Ленинградской области, намерены взять тайм-аут с развитием ритуальных услуг, согласно нацплану доля частного бизнеса в этой отрасли должна достигнуть 20 процентов к 2020 году. К слову,
на УФАС Санкт-Петербурга уже полгода пытается разобраться с жалобами на ГУП "Ритуальные услуги" ("РГ" подробно писала об этой ситуации в статье "По ком звонит колокол" от 14 июня 2018 года).
В Смольном к ситуации с ритуальными услугами призывают относиться взвешенно, главный аргумент: при ослаблении позиций городского предприятия нет гарантий, что частники сразу же смогут оказать нужное качество услуг.
Один из самых проблемных вопросов Северной столицы - это крупные ГУПы в сфере ЖКХ. Например, если в Ленобласти у каждого города своя компания, занимающаяся водоснабжением, то весь Петербург обеспечивает ГУП "Водоканал". А держателем львиной доли городских сетей является ГУП "ТЭК". Согласно нацплану, в этих сферах также должна быть реальная конкуренция, то есть услуги по меньшей мере делятся на трех игроков. Как обеспечить выполнение данного требования, вопрос пока открыт.
- Никаких решений по поводу этих компаний не принято, и никаких разработок не ведут, - заявил вице-губернатор Петербурга Сергей Мовчан после совещания в Смольном, посвященном внедрению Национального плана по развитию конкуренции.
Реальная доля госсектора во многих областях из перечня показателей является загадкой даже для региональных властей. Например, статистика по дочерним предприятиям, образованным на базе государственных, по каждому отдельному муниципалитету просто не ведется. Чисто теоретически такую информацию получить можно в экономических отделах муниципалитетов. Но по каждому населенному пункту ее необходимо выяснять отдельно.
Кроме того, по словам зампредседателя правительства Ленинградской области Дмитрия Ялова, ключевые показатели, заявленные в нацплане, не совпадают с некоторыми пунктами общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). А именно на них строится вся работа органов государственной статистики и УФНС, обладающей собственной базой.
В ФАС данную проблему признают и обещают скорректировать формулировки. Но здесь вопрос перетекает уже в плоскость социальную. В нацплане требуется указать долю присутствия. А посчитать ее в сегменте тех же пассажирских перевозок совсем непросто. Конечно, предприятия-перевозчики или профильные комитеты готовы в одночасье представить данные о числе маршрутов или автобусах на линии, но количество реально перевезенных пассажиров на частных маршрутах все-таки является приблизительным. Учитывая долю теневого сектора, нельзя со стопроцентной точностью оценить и рынок такси, а показатель развития этой сферы также попал в число пунктов, характеризующих состояние конкуренции.
Тем не менее, в этой сложности есть один неоспоримый плюс, ведь ключевые показатели выводятся не исходя из отчетов чиновников, в основе должна лежать реальная ситуация на рынке. А такой подход для многих отраслей является инновационным.