Директор ГУП РК "Крымтроллейбус" Илья Прокопьев незадолго до этого обозначил приоритеты в распределении денег бюджета и предприятия. И, как оказалось, они во многом совпадают с мнением республиканской власти.
- Километр контактной сети стоит 20 миллионов рублей, например, в Симферополе на участок от Марьино до Грэса нужно 700 миллионов, - сказал он. - Зачем тратить такие деньги, когда можно на эту сумму купить 30 элекробусов?
То, что контактная сеть давно износилась, ни для кого не секрет. Сам Прокопьев говорит, что предприятие в последний раз модернизировало ее не менее 40 лет назад, и в 2015-2016-м выяснилось, что только на проектирование нужно 370 миллионов рублей. На весь проект - 5 миллиардов. У "Крымтроллейбуса" в распоряжении две сотни новых низкопольных троллейбусов, это один из самых современных парков электротранспорта в стране. Из-за старой контактной сети машины искусственно ограничены в скорости и маневренности. Судя по озвученным тезисам, и предприятие, и Совмин Крыма готовы отодвинуть решение первоочередной проблемы ради закупки электробусов.
Намекал на это еще предыдущий министр транспорта Крыма Игорь Захаров.
Илья Прокопьев подчеркнул, что опыт работы электробусов на крымских дорогах есть - месяц предприятие испытывало модель холдинга "БМГ" (бренд Volgabus). Но о работе этой машины в "Крымтроллейбусе" ничего не знают - результаты тестирования зафиксировало ООО "Национальный оператор общественного транспорта". То есть о твердом желании потратить бюджетные деньги на парк электробусов и обустройство инфраструктуры для их работы в Крыму начали говорить, не имея представления о том, сколько это будет стоить и выгодно ли это экономически. Илья Прокопьев рассказал, что это все-таки выяснят до 15 июля.
Позже глава РК Сергей Аксенов на вопрос "РГ", является ли озвученное руководством "Крымтроллейбуса" расставление приоритетов обоснованным, ответил, что говорить о закупке электробусов рано.
- Надо понять, как они поведут себя при длительной эксплуатации в крымских условиях, - сказал он. - Сейчас наши специалисты готовят экономическое обоснование, но, в любом случае, никто не собирается отказываться от эксплуатации троллейбусов и ремонта контактной сети. Тем более что троллейбусный парк в последние годы существенно обновлен. Думаю, что оптимальный вариант - использовать электробусы там, где нет контактной сети
Вопрос о том, не считают ли в Совмине эту ситуацию похожей на лоббирование бизнес-интересов третьих сторон, был проигнорирован.
P.S.
После уточнений от "РГ" в "Крымтроллейбусе" подчеркнули, что сказанное ранее не означало, что контактную сеть не будут модернизировать. Но когда начнут заниматься хотя бы проектированием - по-прежнему неизвестно. Также на предприятии не считают, что капитально не обновлявшаяся 40 лет инфраструктура, созданная по технологиям, актуальным для 1970-х, ограничивает скорость троллейбусов. Поиск моделей электробусов с пантографом не рассматривался: как указано в ответе, "модель Volgabas 5270E не предусматривает зарядку на ходу от контактной сети (полная разрядка аккумуляторов ускоряет их износ, а регулярные перерывы в работе для зарядки от станций снижают количество выручки).