Главы счетных палат ШОС проведут встречу в Киргизии

О результатах деятельности Счетной палаты КР в 2017 году, а также о том, какие вопросы будут рассматривать на саммите глав Счетных палат стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), который проходит в Бишкеке, рассказал глава ведомства Улукбек Марипов.

Какие предложения на саммит подготовила киргизская сторона? Стоит ли ждать каких-то сюрпризов?

Улукбек Марипов: В эти дни проходит четвертая встреча руководителей высших органов аудита государств-членов ШОС - Индии, Казахстана, Китая, Пакистан, России, Таджикистана и Узбекистана. Счетная палата Киргизии является координатором мероприятия.

Сюрпризов быть не должно. Мы будем обсуждать проблемы и перспективы развития государственного аудита. Кроме того, на встрече рассмотрят вопросы проверки эффективности расходования бюджетных средств. В этом вопросе у нас большие надежды на углубление сотрудничества в рамках ШОС.

Планируется подписать протокол, в котором подведут итоги встречи, и утвердить два документа - положение о техническом сотрудничестве государств-членов ШОС и план мероприятий в рамках ШОС на 2018 - 2019 годы.

Парламент КР принял отчет Счетной палаты (СП), поставив оценку "удовлетворительно". Между тем нарушений финансовой дисциплины в госорганах страны по-прежнему много. Есть ли возможность снизить их число?

Улукбек Марипов: Начну с того, что Счетная палата не только выявляет нарушения при использовании государственных средств и имущества, но и проводит профилактические мероприятия с целью их недопущения. Другими словами, мы нацелены не на количественные показатели, а на качественные. Сдвиги уже есть, и из года в год сумма нарушений финансовой дисциплины сокращается. К примеру, в 2017-м она составила 11,9 миллиарда сомов. Это почти на 30 процентов меньше, чем в 2016-м.

Каковы основные причины нарушений?

Улукбек Марипов: Во-первых, недостаточная квалификация соответствующих сотрудников. Во-вторых - отсутствие четких инструкций. Примерно 30 процентов от общего числа фактов финансовых нарушений фиксируется при начислении заработной платы. К примеру, в министерстве образования и науки в 2016 году необоснованное начисление зарплаты превысило 36 миллионов сомов.

Однако здесь есть один нюанс. Чтобы правильно рассчитать оплату труда сотрудника, бухгалтеру необходимо руководствоваться рядом нормативных актов - не только трудовым законодательством и постановлениями правительства, но еще и внутренними приказами организации. Конечно, опытному бухгалтеру нетрудно учесть все требования, однако новички могут упустить отдельные моменты, и произойдет непреднамеренное нарушение финансовой дисциплины.

Но ведь есть и умышленные злоупотребления при использовании бюджетных средств. Сколько материалов, согласно вашим проверкам, передано в правоохранительные органы и каковы результаты их рассмотрения?

Улукбек Марипов: За 2017 год по итогам аудиторских мероприятий мы направили в правоохранительные органы 51 материал почти на 600 миллионов сомов. В прокуратуру ушли 16 с ущербом свыше 500 миллионов, а 33 - на сумму 77 миллионов - в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями (ГСЭБП). Еще по одному - в Государственный комитет нацбезопасности (ГКНБ) и министерство внутренних дел.

По результатам рассмотрения материалов аудиторских мероприятий возбуждено 23 уголовных дела. Если сравнить показатели прошлого и позапрошлого годов, то количество материалов, направленных в 2017 году в правоохранительные структуры, уменьшилось. Зато сумма выявленных финансовых нарушений увеличилась более чем в четыре раза.

Хочу добавить, что буквально в мае мы совместно с Генеральной прокуратурой, ГКНБ, МВД и ГСБЭП подписали соглашение о взаимодействии. Документ даст нам возможность оптимизировать наши действия при выявлении коррупционных схем, к использованию которых прибегают нечистоплотные руководители госведомств. Кроме того, соглашение поможет исключить дублирование и проведение необоснованных проверок по постановлениям правоохранительных органов. Ну и к тому же позволит сработать, так сказать, на опережение - больше внимания уделить именно предупреждению и пресечению правонарушений в финансово-бюджетной сфере. Ведь преступление всегда легче предупредить.

Но это вовсе не значит, что все материалы аудиторских проверок направляются в прокуратуру, ГКНБ, МВД или ГСБЭП. Счетная палата - не карательный орган. Чаще всего при проведении ревизии финансово-хозяйственной деятельности мы оказываем помощь бухгалтерам, указываем на их ошибки. Конечно, если в течение отведенного времени они их не устраняют, тогда уже прибегаем к помощи силовиков. Должен сказать, что мы не только направляем к ним результаты наших проверок, но и оказываем им экспертную помощь, когда это требуется. В 2017 году от них к нам поступило 80 постановлений о проведении аудита в том или ином ведомстве, в том числе и по нашумевшему делу об аварии на Бишкекской теплоцентрали в январе 2018 года.

Ваше ведомство также проводит аудит и в правоохранительных органах, где немало финансовых нарушений. Куда потом направляются материалы, кто принимает по ним решения?

Улукбек Марипов: В таких случаях, если факт злоупотреблений налицо, то действуем по принципу подследственности. К примеру, выявили нарушения при строительстве здания Генеральной прокуратуры - материалы направили в ГКНБ, ну а если что-то подобное случается в спецслужбах, то подключаем уже прокуратуру. Другое дело, что в силу специфичности этих структур мы не всегда можем раскрывать статьи их финансирования.

Одно дело выявить финансовые нарушения и совсем другое - вернуть деньги государству. Какие меры принимаются для возврата средств?

Улукбек Марипов: Законами о республиканском бюджете на очередной финансовый год определены только два случая, когда бюджетные средства подлежат возврату. Это средства, использованные не по целевому назначению, а также специальные, не прошедшие систему казначейства. Ответственность за своевременное поступление ресурсов в доходную часть бюджета и их расходование в случае нарушения финансовой дисциплины и невыполнения должностных обязанностей возложена на руководителей госорганов. Счетная палата обладает полномочиями давать объектам аудита обязательные к исполнению предписания. В месячный срок они должны представить нам информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Исполнение предписаний мы регулярно мониторим.

Другой вопрос касается необходимости конкретизации ответственности должностных лиц за неисполнение предписаний Счетной палаты. Законодательством не определен порядок контроля за рациональным и эффективным использованием долей государства в акционерных обществах, а также не установлены рычаги воздействия за неэффективное их использование. В связи с этим у нас возникают определенные трудности при осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, имеющих в уставном капитале долю государственной собственности.

Однако надо сказать, что дополнительный рычаг воздействия дает Бюджетный кодекс КР. Им предусмотрено, что в случае нарушений финансовой дисциплины Счетная палата и уполномоченный государственный орган вносят на имя президента, а также в парламент и правительство предложения об освобождении от занимаемых должностей лиц, по вине которых допущены нарушения.

Вы полагаете, этого достаточно? Может, необходимо ужесточить законодательство или ввести новые формы проверок?

Улукбек Марипов: Меняется жизнь, экономика, соответственно меняется характер и стиль нарушений в сфере финансов.

Постепенно мы планируем отходить от общих аудитов и переходить на проверки тех направлений деятельности госорганов, где наиболее высоки риски нарушений, а также тех, которые представляют интерес для общественности. Счетная палата должна перейти на интенсивный путь движения, потому что простой арифметический подсчет выявленных нарушений не всегда решает проблему оценки эффективности и целесообразности расходования государственных средств. Вот здесь нам необходим зарубежный опыт, в частности наших коллег из России и стран ШОС, ЕАЭС, СНГ. Наши специалисты постоянно участвуют в тренингах, организованных международными организациями высших органов финансового контроля и аудита.

А кто производит аудит самой Счетной палаты? Вы ведь тоже являетесь государственным органом и финансируетесь из бюджета?

Улукбек Марипов: Да, безусловно, нас тоже проверяют. Согласно закону о Счетной палате, аудит нашей финансовой отчетности осуществляется один раз в три года независимым аудитором, который имеет соответствующую лицензию. Назначается он парламентом по представлению Счетной палаты. При этом один и тот же проверяющий не может утверждаться более двух раз подряд. Оплата услуг независимого аудитора предусмотрена в бюджете.