Почему цифровая игромания опаснее игромании и алкоголизма

Совсем недавно "РГ" писала о том, почему ВОЗ назвал цифровую игроманию медицинской болезнью века. И вот с первыми "зараженными" столкнулись психиатры и корреспондент "РГ".

Первые судороги

Когда муж-бизнесмен привез жену в Центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского, Ирина К. (имя изменено. - "РГ") заявила врачу: "Он хочет меня упрятать в "психушку"!" Жалоба мужа насторожила: "Она сутками не спит - шарит по сайтам, ищет скидки в интернет-магазинах, квартиру захламила коробками и тряпьем". Но женщина пошла на обследование после того, как психиатр с ходу разглядел в ней компьютеромана: "У вас покраснение и отечность глаз. Есть бессонница и не проходящая тревога? А "компьютерные" судороги?"

- Есть, - испугалась она.

Когда ей поставили диагноз - цифровая игромания, женщина нервно рассмеялась.

- Только не надо меня "лечить"! - с издевкой попросила она. - Разве не ясно, что я так прикалываюсь?

И сбежала. Через полгода позвонила сама.

Цифровое расчеловечевание

Ирина К. - один из 457 человек, обращавшихся за последние три года в Центр социальной и судебной психиатрии. Она - один из четырнадцати человек, кто с трудом, но признал себя цифровым игроманом. Остальные подозревают психиатров в том, что те хотят их сделать "психами". Среди цифроманов выделяются три категории больных - 61 процент из них "просто играют в сети", около 30 процентов подсели на порносайты, еще 9-11 процентов - цифровые шопперы - покупают товары только через интернет и не могут остановиться. К ним примыкают просто игроманы: 15 процентов - играют на скачках и в нелегальных казино (лудоманы), 1,2 процента - болеют тягой к ставкам на тотализаторе.

- Цифровая игромания многими не воспринимается как психическое расстройство личности, - комментирует гендиректор Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Зураб Кекелидзе. - Хотя заболевание более опасное, чем игромания или алкоголизм. Алкоголик если не признает, то печенью чувствует, что болен. Игроман тоже считает свое расстройство "дурной привычкой", но признает от нее зависимость и лечится. А цифровой игроман попадает в две ловушки. "Ловушку престижа" - не каждому доступна "цифра", а потому ему "просто завидуют". И "ловушку привыкания" - он, как и игроман, тоже сбегает после первого сеанса лечения, а возвращается заядлым "цифровиком" - с кучей долгов, с ускоренным привыканием и на грани самоубийства.

Кекелидзе убежден, что Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла верное решение, объявив цифровую игроманию медицинской болезнью нового столетия. Коварство заболевания он сравнивает с насморком. Как и насморк, признаки цифровой зависимости переживал каждый: нет сил оторваться от игры, просмотра соцсетей или посещения чатов, интернет-магазинов. Признаки болезни: ради "цифры" зависимый отказывается от еды, прогуливает учебу или работу, не спит ночами, теряет интерес к реальной жизни и от компьютерных судорог даже не ходит в туалет.

По данным ВОЗ, пагубным пристрастием к цифровой игре страдают свыше 7-9 процентов населения мира. В числе лидеров Австралия (1,7 процента населения), Дания и Германия (по 1,5 процента), США и Швейцария (1,3 процента). Россия замыкает вторую десятку - 19-я. При этом цифровой зависимости подвержены, как правило, молодые люди. Так, по данным ВОЗ, лидируют среди цифровых игроманов любители киберсекса (62 процента) - от 27 и до 45 лет. За ними следуют геймеры (зависимые от игр и соцсетей) - от 9 и до 30 лет, реже - пенсионеры. И цифровые шопперы (11 процентов), как правило, молодые женщины до 45 лет.

Цифровая зависимость от игры не просто психику расшатывает, она, если хотите, ее расчеловечивает

Цифровых игроманов ученые делят на три типа. Первый - те, кто попадает в зависимость от чувства эйфории. Второй - те, кто старается забыться от проблем и получить эндорфин - "гормон радости". Оба типа, страдая зависимостью от киберсекса или интернет-шопинга, заражаются болезнью суррогата человеческих отношений и "радости". Третий тип - геймеры. Они живут идеей-fix: "Вот выиграю и заработаю на всю жизнь!" Этот тип игрока в литературе увековечил Федор Достоевский, сам, как известно, "каторжно" зависимый, но победивший зависимость от игры.

- Геймеры - самый опасный тип игроманов, - считает Зураб Кекелидзе. - Они в век цифровизации через игры "подсаживаются" на то, что, например, онлайн-смерть условна, а жизнь легко "перезагрузить". Рано или поздно эти "онлайн-ценности" перебираются в офлайн - реальную жизнь, что девальвирует не только жизнь, но и ее базовые ценности - семью, честь, дружбу. Цифровая зависимость от игры не просто делает психику пластичной, она расшатывает ее, если хотите, расчеловечивает.

По данным департамента здравоохранения правительства Москвы, по итогам исследований в нескольких московских школах, критериям интернет-зависимого поведения в 2017 году соответствовало 69 процентов школьников от 12 лет.

Самые уязвимые

Недавно в Центр имени В. П. Сербского обратились родители 15-летнего подростка Кирилла К. (имя изменено - "РГ"). Талантливый юноша экстерном учится в математической школе, предпочитая домашнее образование. И вдруг парень, не знающий отказа в деньгах, списал со счетов родителей около 300 тысяч рублей. Почти сразу врачи выяснили, что тренируя математические способности, подросток сутками сидел в американском ... онлайн-казино "Boss Media" или в игровых приставках.

И хотя юноша прошел курс лечения, психиатры не считают его здоровым. Они сравнивают избавление от привычки к цифровой игре с затяжным похмельем. Синдром "похмелья" длится до двух лет от киберсекса и цифрового шоппига, а от онлайн-игр и казино - до трех-четырех. Потом "цифровик" или находит в себе силы выйти из игры, или превращается в геймера.