Почему люди платят деньги за фильмы ужасов

Некоторым людям в жизни ужасов, видимо, не хватает, и они идут смотреть очень страшное кино. Судя по прибылям в прокате, которые показывает хоррор, таких людей не так уж и мало. А если соединить хоррор с фэнтези и мелодрамой, как, скажем, сага "Сумерки", армия его поклонников будет исчисляться цифрами со множеством нулей. Хоррор в последние годы "рванул" и в России. С 12 июля в прокате фильм "Русалка. Озеро мертвых". Его режиссер Святослав Подгаевский прежде снял "ужастики" "Невеста" и "Пиковая дама: Черный обряд". Второй фильм в 2015 году обошелся всего в 45 млн рублей - это немного для полного метра, а собрал в России более 2 миллионов долларов. "Невеста" у нас в стране заработала более трех миллионов долларов при бюджете около семидесяти миллионов рублей. Для нашего кино это цифры довольно неплохие. Поэтому Святослав Подгаевский с компанией и не думают останавливаться на достигнутом. Перед выходом в прокат "Русалки..." мы поговорили с режиссером о том, почему очень страшное кино так нравится зрителям во всем мире и у нас в России.

Почему вы выбрали для себя жанр хоррора и долго ли будете его эксплуатировать?

Святослав Подгаевский: К понятию "жанр" лучше относиться немножко шире. Мне просто нравится остросюжетное кино, где случается столкновение характеров и историй, где происходит что-то опасное. Вряд ли у меня бы получилось делать комедию.

Но вы же не стали делать боевики.

Святослав Подгаевский: Нет. Потому что боевики - это другая эстетика. Она более визуальная и наружно направленная. А хоррор - это копание в нашем подсознании, в первородном страхе: чего мы боимся.

А как вы решили снимать именно фильмы ужасов?

Святослав Подгаевский: У меня был простой выбор. Я мог попробовать делать триллер. Но с ним очень трудно запуститься, потому что триллеры менее успешны в прокате, чем фильмы ужасов.

Почему так?

Святослав Подгаевский: Мне кажется, потому, что фильмы ужасов универсальны в плане того, что там есть мистическая составляющая, которая интересует народ. И в них много развлекательной основы. В триллере больше анализа ситуации, там тоже есть глубина и подсознание, но меньше развлечений. Поэтому триллер - хороший жанр, но в прокате (у нас во всяком случае) работает хуже. Если появятся примеры успешных триллеров, все будет прекрасно.

У нас четко прослеживаются в кинематографе тенденции. Три-четыре года назад все кинулись снимать комедии, а года два назад взялись за хоррор.

Святослав Подгаевский: Простая динамика, поскольку фильмы ужасов стали зарабатывать. Начни сейчас прилично зарабатывать еще какой-то жанр, мелодрама, например, все кинутся снимать ее. Рынок требует - производители делают. Другое дело, что такие жанры, как научная фантастика или боевик более дорогие. Фильмы ужасов и комедии по себестоимости выгоднее.

Казалось бы, в фильме ужасов столько спецэффектов, а он по себестоимости выгоднее.

Святослав Подгаевский: Там немного спецэффектов. Если сравнивать с другими жанрами, их почти нет. Понятное дело, что в комедиях спецэффектов еще меньше, но фильм ужасов может спокойно обходиться без них.

Как нет? Там же страшные маски, например.

Святослав Подгаевский: Иногда - маски - это пластический грим. Иногда мы его компьютерной графикой дорабатываем. Но всего этого минимум. Если вспомнить любой фильм ужасов, то там грима и графики по 10-15 кадров на всю картину.

Вы хотите сказать, что весь ужас сидит внутри людей?

Святослав Подгаевский: Конечно! Это ужас самой истории, того, как она преподносится.

Фильм "Гоголь. Вий" потребовал большого бюджета именно за счет спецэффектов, и в нем тоже есть русалки. Вы с той же русалкой обошлись с бюджетом в разы меньше.

Святослав Подгаевский: Это разные проекты изначально. "Гоголь. Вий" - это больше фэнтэзи. А оно очень визуально. Плюс много известных актеров. Это все хорошо, но мы пошли по другому пути. Мы не используем масштабно визуальные вещи и у нас не было звезд - все актеры молодые.

Каков ваш личный рейтинг мировых фильмов ужасов?

Святослав Подгаевский: Я большой поклонник ранних фильмов Романа Полански. Таких как "Отвращение", "Ребенок Розмари", "Тупик", даже "Китайский квартал", хотя это уже совсем не хоррор, скорее, нуар. Его фильмы глубинные, все построены на подсознании, на внутренних страхах. Я очень люблю Уэса Крейвена, Дарио Ардженто, Гильермо дель Торо.

Но у дель Торо же не ужастики в чистом виде.

Святослав Подгаевский: Я читал, как в одном из интервью он говорит о том, что все обычно прячут монстра, а я пытаюсь рассказать историю от его лица и показать его как можно раньше. И его герои обычно не люди, а существа с какой-то трагической судьбой. Мне это очень нравится. И он делает людей страшнее, чем монстров, в том плане, что у него зло на самом деле внутри человека.

У вас тоже так в фильме?

Святослав Подгаевский: Русалка, конечно, монстр, но мы постарались показать предысторию - почему она стала такой и какие у нее на это причины и основания. Когда-то она была человеком, но у нее не очень хорошо сложилась судьба. Жених предал, и с тех пор она мстит мужчинам, заманивая их себе в пучину.

А что есть в "Русалке..." такого, чего нет в ваших предыдущих фильмах?

Святослав Подгаевский: "Русалка..." - это такой эксперимент в плане направленности в мелодраму. То, что мы раньше не делали, не пытались смешать мистику и мелодраматическую историю. Получились отношения между мальчиком и девочкой, в которые вмешивается третий. Но третьего мы сделали не человеком, а монстром. Это и есть русалка.

Когда вы снимаете, ориентируетесь на что-то?

Святослав Подгаевский: Конечно, это поток сознания - что-то видишь, что-то смотришь. У меня в "Пиковой даме" была сцена, когда девочка дверь ломает, и мне казалось, что классный референс - это фильм "Сияние". Момент, когда Джек Николсон выламывает дверь топором. И такие оммажи хочется делать, это очень интересно. Тем более что не всегда массовый зритель может их уловить. Есть такой "коридор жанра" - технология, как создается саспенс. Скажем, герой заходит в темную комнату - и кажется, что-то зашумело, покатилось, сейчас нечто выпрыгнет. А тут раз - и не выпрыгивает. И он выдохнул, и раз - на него что-то такое налетело. То есть ужас - это составной конструктор, но в том идея, то нужно сделать как можно более неожиданнее. Я говорю о технологической составляющей. Потому что в основе - все равно идея взаимоотношений между персонажами, но в предлагаемых обстоятельствах мистики и страха.

И как это совместить? У фильмов ужасов, в отличие от других, пожалуй, самые четкие правила в кино: музыка, которая создает тревожную атмосферу, нагнетающие детали. Вот сейчас Ларс фон Триер показал в Каннах фильм "Дом, который построил Джек", так у него там уже в первой сцене домкрат красного цвета. Он идет классическим путем, при этом у него уникальная удивительная идея. Как не впасть в эффекты и суметь сохранить драматургию и историю?

Святослав Подгаевский: Для любого человека, который кино занимается, это первоочередная и сложная задача, решение которой приходит к нам с опытом, анализом и пониманием. Любой жанр подразумевает под собой определенный свод правил. И чтобы нарушать эти правила, ты должен их полностью изучить.

Почему, на ваш взгляд, на "Пиковую даму" хлынул народ? Вас это удивило?

Святослав Подгаевский: В какой-то степени. Но, мне кажется, в данном случае было несколько правильных маркетинговых составляющих. Потому что сама идея подростковой страшилки про Пиковую даму выглядела привлекательно. И в этом часть ее успеха в кино, потому что людям хотелось увидеть свои детские и подростковые переживания того времени. Я очень хорошо помню истории про Пиковую даму, какие то пионерско-лагерные страшилки. Все сработало - связь с памятью детства, с менталитетом.

А как вы искали сюжет для "Русалки...", чтобы тоже сработало?

Святослав Подгаевский: Мы, начиная еще с "Невесты", размышляли: если делать хоррор в России, то про что? "Невеста" была первым пробным шагом в мифологию. И потом мы увидели, что наша славянская мифология - это большое поле, пласт культуры, который не задействован. Сейчас готовим хоррор про Бабу Ягу - современная интерпретация. Называется "Яга. Кошмар темного леса".

Как хоррор продается за рубеж и почему его предпочитают покупать?

Святослав Подгаевский: У "Невесты" продажи гораздо лучше, чем у "Пиковой дамы", потому что "Пиковая дама" пересеклась с американской Кровавой Мэри. Даже в мифологии истории. Это ее изначальная прародительница, потому Западу было не так интересно. А у "Невесты" - 7 миллионов долларов только зарубежные сборы при бюджете менее полумиллиона долларов.

А у "Русалки..." есть предпродажи?

Святослав Подгаевский: У "Русалки..." они гораздо лучше, чем у "Невесты". Есть и очень хорошие. Мы закрыли сто сорок стран. Это обусловлено еще успехом "Невесты". Мы показали 25-минутный отрывок фильма на Каннском кинорынке. Рассказывали, что обычно на таких показах человек 20 покупателей. А у нас был полный зал, и кино продали очень успешно. Это самые успешные российские продажи в этом году.

Какие страны лучше реагируют на этот жанр?

Святослав Подгаевский: Латинская Америка. Там была очень успешна "Невеста" и "Русалка..." для них тоже очень важна. Они ее даже выпускают под Новый год, что считается признаком особой ставки на картину в прокате. Азия, испаноговорящие страны, германоговорящие и Франция - тоже. Кроме того, картина привлекла внимание дистрибьюторов из США и Канады, что вообще очень редко бывает. Сделки уже успешно закрыли.

У вас были предложения снимать хоррор в копродукции?

Святослав Подгаевский: У нас есть российско-американский проект в разработке. Он называется "Вернувшийся". Пока долгие согласования. Не знаю, что в итоге выйдет, но амбиции и желание есть. И даже финансирование. Но боюсь забегать вперед.

Конкретно

Самые кассовые фильмы ужасов

1. "Оно"

2. "Война миров Z"

3. "Я - легенда"

4. "Мумия: Гробница Императора драконов"

5. "Обитель зла. Последняя глава"

6. "Обитель зла 4. Жизнь после смерти" в 3-D

7. "Заклятие 2"

8. "Челюсти"

9. "Изгоняющий дьявола"

10. "Проклятие Аннабель. Зарождение зла".

Среди самых кассовых фильмов ужасов также "Чужой. Завет", "Дракула", "Молчание ягнят", "Сплит", "Тихое место", "Звонок" и другие.

Цифра

700 381 748 долларов - общие кассовые сборы фильма "Оно".

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"