04.07.2018 17:14
    Поделиться

    Олег Лавричев предложил меры по возрождению гражданской авиации России

    Решающую роль в возрождении гражданской авиации России на первом этапе должно сыграть государство, сформировав долгосрочные заказы в объеме не менее 200-300 лайнеров в год, а также оказав отрасли поддержку в перевооружении и развитии производства.

    С таким предложением на заседании Совета по законодательному обеспечению ОПК и военно-технического сотрудничества в Совете Федерации выступил генеральный директор АО "Арзамасский приборостроительный завод" (АПЗ), председатель комитета по экономике и промышленности Законодательного собрания Нижегородской области Олег Лавричев, представивший интересы Союза авиапроизводителей России.

    Очередное заседание совета было посвящено правовым и технологическим аспектам развития авиации. В отрасли трудятся более 400 тысяч человек. По итогам выполнения гособоронзаказа (ГОЗ) российский ОПК в 2017 году произвел 139 боевых самолетов, 214 вертолетов, в войска поступило около 200 беспилотных летательных аппаратов.

    - Вместе с тем сегмент гражданской авиации в объеме производства отрасли составляет всего 16 процентов. Для сравнения: такие корпорации, как Boeing, имеют одинаковый и военный, и гражданский сегмент. Отсутствие удобных, эффективных, экономичных, надежных и дешевых авиационных средств сегодня существенно сдерживает развитие нашей страны, - отметил заместитель председателя Совета Федерации Юрий Воробьев.

    В настоящее время в авиационной отрасли сложился дисбаланс, когда при развитом и конкурентоспособном на мировом рынке военном производстве доля отечественной гражданской продукции составляет около 2 процентов на рынке самолетостроения и 12 процентов - на рынке вертолетостроения. Для решения этой проблемы на государственном уровне создан ряд программ. Разрабатывается стратегия развития авиационной промышленности до 2030 года.

    - Проектом стратегии планируется увеличить объем отечественного авиапрома на 90 процентов и обеспечить присутствие российской гражданской продукции и на зарубежных рынках, - отметил заместитель директора департамента авиационной промышленности минпромторга РФ Дмитрий Лысогорский.

    Своим видением решения проблем в сложившейся ситуации на заседании Совета поделились представители Совета Федерации, Минпромторга РФ, "Рособоронэкспорта", ведущих предприятий отрасли, таких как "Объединенная авиастроительная корпорация", Центральный институт авиационного моторостроения и другие. Олег Лавричев в своем докладе озвучил предложения, подготовленные совместно с Союзом авиапроизводителей России.

    По словам гендиректора АПЗ, планируемая диверсификация ряда предприятий ОПК предусматривает загрузку их мощностей высокотехнологичной продукцией. Соответственно, предприятия авиационной отрасли должны продемонстрировать резкий рост выпуска гражданской продукции. Однако соответствующих планов ими озвучено не было. Без этого не могут развивать свое производство, проводить НИОКР поставщики комплектующих, ведь уверенности в том, что эта работа будет востребована, у них нет.

    - Так, по данным из открытых источников, в течение 10 лет был произведен 161 самолет "Сухой Суперджет-100", который в значительной степени состоит из импортных компонентов. Планируемый прорывной, но неоднократно корректируемый, проект по выпуску нового самолета МС-21 (по данным с сайта Иркутского авиационного завода) имел на середину года портфель заказов на производство 275 судов до 2025 года. Это не те объемы, которые свидетельствовали бы о привлекательности проекта для предприятий авиационной отрасли, - привел пример Олег Лавричев. - Из-за низкой загруженности по причине отсутствия необходимых объемов заказов на летательные аппараты мы имеем в авиастроении, включая поставщиков всех уровней, низкую производительность труда, что в итоге изначально делает любой проект низкорентабельным и неконкурентоспособным.

    Примечательно, что даже модернизированные и эффективные предприятия, такие как АПЗ, гражданской авиацией России востребованы мало. Арзамасский завод, исторически обеспечивающий многие самолеты авионикой, не был задействован в новых проектах.

    - Мы продолжаем выпускать для гражданской авиации датчики разработки 1970-х годов, хотя за последние годы существенно повысили ряд своих компетенций, в том числе по новым направлениям. Создали при заводе приборостроительное конструкторское бюро, занимающееся разработкой перспективной военной и гражданской продукции, - продолжил Олег Лавричев. - В отечественной гражданской авиации широко используются приводы импортного производства, ввиду отсутствия отечественных сертифицированных аналогов. Так, в МС-21 и "Сухой Суперджет 100" часть установленных электромеханических приводов - импортного производства. АО "АПЗ" имеет все технические возможности по разработке и изготовлению аналогичных комплектующих. ОКБ "Сухого" привлекло наше предприятие для проведения научно-исследовательских работ (НИР) по созданию экспериментального образца электромеханического привода элерона летательного аппарата. Сейчас НИР завершены с положительным итогом, после чего перешли к выполнению следующего этапа этой работы - ОКР. В настоящее время нас также привлекли к разработке перспективного беспилотного летательного аппарата вертолетного типа,  которая реализуется под эгидой Военно-воздушной академии имени Жуковского и Гагарина (Воронеж).

    Обозначив накопившиеся в отрасли проблемы, Олег Лавричев озвучил ряд мер, принятие которых должно исправить ситуацию. Помимо обозначенного выше более активного участия в процессе государства, речь, в частности, идет о следующих предложениях:

    - создать новые механизмы привлечения инвесторов в авиационную отрасль, в том числе и для производственной кооперации

    - законодательно разрешить включать ранее понесенные организацией-исполнителем затраты на разработку высокотехнологичной продукции в инициативном порядке в цену контракта до заключения договора. Для этого необходимо внести изменения в ФЗ-44 "О контрактной системе…"

    - развивать российский рынок авиаперевозок только за счет производимой в России авиационной техники, на основе отечественных компонентов

    - унифицировать на стадии проектирования использование узлов, комплектующих в конструкции летательных аппаратов, чтобы снизить затраты и сроки выхода на серию

    - принять меры по созданию современной и перспективной  электронной компонентной базы, программного обеспечения отечественного производства для электроники летательных аппаратов

    - принять меры по восстановлению точного станкостроения, переходя от отверточной сборки высокоточных станков к полной локализации производства в России.

    Предложения всех участников заседания внесены в протокол, на основании которого будут составлены рекомендации Федеральному Собранию, Правительству РФ, Военно-промышленной комиссии, Генеральной прокуратуре, Счетной палате, а также интегрированным структурам авиационной промышленности.

     

    Материал подготовлен в сотрудничестве с АО "Арзамасский приборостроительный завод".

    Поделиться