04.07.2018 12:00
    Поделиться

    Международный кинофестиваль VOICES поднимает занавес

    В четверг в Вологде драмой Павела Павликовского "Холодная война", получившей в Канне Приз за режиссуру, открывается VIII международный кинофестиваль VOICES. Как говорит арт-директор фестиваля Коринна Даниелу, он придуман для того, чтобы связать молодое российское кино с европейским.

    В главной конкурсной программе 6 картин из Бельгии, Швейцарии, Албании, Сербии, Ирландии и России. Состязание начнется двумя очень сильными фильмами, оба - о мятежной поре взросления. Оба способны вызвать споры, особенно в среде консервативных зрителей, которым жесткость и откровенность авторского кино еще непривычны.

    Премированный в Венеции фильм режиссера Фин Трох "Дом" относится к тому типу "женского кино", которое покруче "мужского". Фин Трох можно было бы назвать бельгийской Гай Германикой, если бы не четкие нравственные координаты, в которые она помещает судьбы своих героев - школьников, их родителей и учителей. Перед нами два поколения, взаимное непонимание которых уже доходит до точки кипения и неизбежного взрыва. Хотя схема их рутинного взаимодействия стандартна: семья, школа, работа, полиция, - но это уже разные миры, каждый со своим языком, миропониманием и способом жить. Попытки взрослых отрегулировать, вогнать в привычные рамки эту уткнувшуюся в мобильники тусовку, понять и обуздать гиперсексуальную, тоскующую, замкнутую в себе стихию неуклюжи и беспомощны, они ведут к ожесточению и катастрофе. Горизонты того, что называли большой жизнью, сведены к узкой, снятой мобильником вертикали, саундтрек подобен звучанию натянутой струны, все окружающее словно замерло в ожидании какой-то беды: взаимное раздражение не может кончиться добром. Вступительный титр сообщает, что в основе сюжета реальные судьбы.

    Если Фин Трох уже хорошо известна фильмами о стычках и смычках поколений, то автор российской картины "Ваш репетитор" Антон Коломеец - новое имя, за которым теперь нужно следить. Как и Андрей Звягинцев, он окончил театральный институт в Новосибирске, был актером местного театра и в кино пришел по зову таланта. "Репетитора" он и придумал, и написал, и снял - сугубо авторское кино, тоже целиком сосредоточенное на внутреннем мире героев: учительнице литературы, дающей частные уроки, и ее ученике, переживающем первую юношескую влюбленность. Между ними пропасть: Анна более чем вдвое старше Саввы, и теперь только от режиссера зависит убедительность, с какой он объяснит столь рискованную ситуацию, которую многие возмущенно отринут с порога.

    Чувственность - доминанта фильма. Глаза, в которых вдруг вспыхивает нечто. Изгиб руки, шеи, бровей, ресниц. То, что вдруг заполняет собой весь этот гулкий мир подростка. "Я не подросток, я молодой мужчина", - терпеливо объясняет Савва своей репетиторше, "проверяющей" его домашнее задание - он должен проанализировать образ флоберовской Бовари. И по праву "не мальчика, но мужа" уверенно отвоевывает свое право на любовь, право на взаимность. Еще важнее то, что испытывает учительница. То, как просыпаются в ней давно задушенные чувства, как неодолимо влечет ее к давно забытому счастью, при всей его бесперспективности и безнадежности. И надо отдать должное и режиссеру-дебютанту, и актрисе Наталии Вдовиной: такого умного, тонкого и точного художественного анализа женского одиночества в нашем кино не было со времен едва ли не классической "Дамы с собачкой" Иосифа Хейфица. Это не драма людей, теряющих рассудок, - герои преодолевают и обстоятельства и самих себя, многое в себе открывая. Не просто скандальная коллизия - ситуация, заставляющая каждого заново увидеть себя и свою реальность.

    В роли 16-летнего Саввы - 25-летний Алексей Сергеев. Выбор актера тоже точен: жгучий красавчик перевел бы реакцию многоопытного зала на рельсы безоговорочного осуждения пожившей тетки, соблазнившейся смазливым мальчуганом. Но Савва кряжист, напорист, уверен в себе, и девочки на него западают потому, что в нем чувствуется личность цельная и сильная. Ему интересно анализировать не только французскую литературу - интересно познавать себя требовательно и бескомпромиссно. Еще чуть-чуть, и автора фильма можно было бы упрекнуть в идеализации героев - но он достаточно отважен, чтобы честно констатировать тупики жизни и ее не упрощать, идти навстречу ее опасностям, ставя и себя и нас перед неразрешимыми вопросами.

    Обе картины - и бельгийская, и российская - сосредоточены на деталях: много крупных и сверхкрупных планов, передающих состояние героев, их реакцию, почти неуловимые оттенки чувств. Обе, в сущности, выражают мироощущение новой генерации фильммейкеров, абсолютно готовых, в противовес космическим блокбастерам, делать свои открытия в не менее опасном микрокосмосе человеческих душ.

    Фестиваль VOICES продлится 4 дня. Его новых лауреатов назовет международное жюри под председательством российского режиссера Алексея Федорченко.

    Поделиться