На Урале 70 процентов кабеля на стройках оказались фальсификатом

В рамках пилотного проекта с апреля 2018 года в Свердловской области прошли проверки качества кабельно-проводниковых изделий на 16 строительных объектах, финансируемых из бюджета региона, и на двух коммерческих. Результаты удивили и чиновников, и бизнесменов: до 70 процентов продукции оказалось фальсификатом.

Большинство партий притормозили еще на стадии входного контроля, но в нескольких случаях пришлось демонтировать уже уложенные провода, что влетело подрядчику в копеечку.

- Наиболее сложно там, где есть сговор, - приходится прибегать к испытаниям. Мы максимально широко информируем о таких фактах застройщиков, чтобы не возникало желания повторить этот путь, - рассказывает министр строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Михаил Волков.

По его словам, поскольку сроки строительства достаточно велики - от года до пяти лет, трудно попасть на объекты именно в тот момент, когда там идет монтаж электрооборудования. Поэтому контролеры кое-где провели профилактические мероприятия: учили представителей строительных организаций и муниципальных заказчиков распознавать контрафакт на ранних стадиях строительства - для этого созданы методические рекомендации.

"РГ" уже писала о том, как на Среднем Урале борются с подделкой стройматериалов. Региональную инициативу оценила госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции и присвоила Свердловской области статус пилотной площадки входного контроля качества кабельно-проводниковой продукции на строительных объектах ("Изолируют от рынка", "Экономика Уральского округа" от 24.01.18). На сегодня к проекту присоединились еще шесть субъектов РФ: Мордовия, Чувашия, Московская, Владимирская, Самарская области и Пермский край.

Почему такая инициатива родилась именно на Урале, не секрет: здесь расположено несколько кабельных заводов, которые испытывают сильное давление со стороны реализаторов контрафакта. Когда строительные подряды разыгрываются по 44-ФЗ, побеждает тот, кто предлагает самую низкую цену. Занижение стоимости строительно-монтажных работ связано в основном именно с применением дешевых материалов. Поскольку кабельно-проводниковая продукция одна из самых дорогих, недобросовестные поставщики и застройщики используют более дешевые подделки.

Хорошо, если их обнаруживают при входном контроле, но зачастую он носит формальный характер, а значит, проблемы проявляются уже при эксплуатации зданий. По данным свердловского МЧС, за пять месяцев 2018 года из-за нарушений правил эксплуатации электрооборудования в регионе произошло 509 пожаров - треть от общего количества. На этих пожарах погибло 32 человека. Общероссийская статистика за 2017 год, которую привел координатор федерального проекта "Кабель без опасности" Владимир Кашкин еще более впечатляющая: свыше 40 тысяч пожаров из-за электросетей в 2017-м и 10 тысяч - в первом квартале 2018-го. Материальный ущерб от них составил суммарно 6,5 миллиарда рублей, не считая косвенных затрат на ликвидацию ЧС, восстановление зданий. Страшная вершина айсберга - Кемерово, но в жилом секторе возгорания проводки случаются чаще: каждое второе ЧП - именно по этой причине.

По словам госинспектора по пожарному надзору Алексея Веселова, сами по себе некачественные кабельно-проводниковые изделия, конечно, не приводят к возгоранию, но это ключевой фактор, повышающий риск. Помимо использования подделки строители нередко неправильно соединяют жилы (скруткой, а не специальным зажимом), ошибаются при выборе сечения кабеля: если оно меньше положенного, проводка сильнее нагревается, при скачке напряжения пожар неминуем.

Методические рекомендации - это, по сути, пошаговая инструкция с картинками, как заказчику на стадии проведения конкурса или инспектору госстройнадзора проверить подлинность продукции, которую предлагает поставщик. Первый этап - проверка сопроводительной документации, сертификатов соответствия. Зачастую должностные лица, принимающие товар, удовлетворяются самим наличием сертификата, не углубляясь в содержание: имеются ли ссылки на протоколы испытаний, не ликвидирована ли уже подписавшая бумаги лаборатория? Второй этап - инструментальный контроль, реальная экспертиза.

За пять месяцев 2018 года из-за нарушений правил эксплуатации электрооборудования в регионе произошло 509 пожаров - треть от общего количества. На этих пожарах погибло 32 человека

По словам Владимира Кашкина, при создании методики были задействованы только открытые источники. К примеру, убедиться в подлинности сертификата можно на сайте Росаккредитации. И вообще, проект задумывался так, чтобы не создавать дополнительных барьеров для добросовестного бизнеса. Упор, скорее, на репутацию: информация о производителях и дистрибьюторах контрафакта не остается внутри госорганов, а становится достоянием общественности.

- Мы постоянно ведем мониторинг сертификатов соответствия, недавно 40 документов внесли в импровизированный реестр "антикачества". Заводы, видя себя в нем, сами аннулируют "липовые" документы и нормально проходят весь процесс сертификации, - рассказывает Кашкин. - Но все равно рынок услуг "сертификат за час, за день" еще очень большой, многие не хотят тратить средства на реальные испытания продукции, оценку производства. Наши совместные действия с Росаккредитацией (в 2017-м были лишены аккредитации 12 органов сертификации и 11 лабораторий) привели к тому, что испытательные центры начали "сбегать" из России. Например, в Армении появилось две лаборатории, которые массово выдают протоколы на продукцию, в том числе кабельную, которая реализуется в нашей стране. С одной стороны, это показывает, что мы свой рынок стали закрывать, с другой -  недобросовестные предприниматели пытаются маневрировать, но сразу видно, кто пользуется такими услугами. К сожалению, многие зарубежные производители тоже этим не гнушаются.

В перспективе проект "Кабель без опасности" станет частью региональной системы "Сделано на Урале - сделано легально". Ее разработкой занимается минстрой Свердловской области.

- Если предприятия, которые производят продукцию по ТУ, ГОСТам, открыто заявят о ее качестве путем присвоения QR-кода и о том, что они готовы нести ответственность за дефекты, то потребители, юридические и физические лица, смогут проконтролировать, кем, когда выпущен товар, из какого сырья. Идея отлично укладывается в тему цифровизации экономики и позволяет улучшать деловой климат, не напрягая бизнес: мы вымываем с рынка продукцию, которая создает недобросовестную конкуренцию, значит, на легальных производствах будут расти отгрузки, налоговые отчисления и зарплаты, - рассуждает Михаил Волков.

Минпромторг отправил методику оценки качества кабелей во все субъекты РФ для информирования строительного сообщества. Использовать наработки или нет - дело пока добровольное, но в дальнейшем может стать обязательным. Во всяком случае, на это надеются активисты проекта. В сентябре они должны отчитаться о промежуточных результатах на федеральном уровне: по итогам будет формироваться госпрограмма и, возможно, корректироваться законодательство.

прямая речь

Светлана Михеева, руководитель УМТУ Росстандарта:

- Мы и раньше контролировали качество кабельной продукции. Не только проверяем маркировку и сертификаты, но и проводим испытания. В этом году государство выделило средства на 20 испытаний. К сожалению, пока мы не провели ни одного в рамках пилотного проекта, хотелось бы более тесного взаимодействия с его организаторами. Наша задача - пройти по цепочке до производителя, но за год всего одно предприятие, закупившее продукцию по конкурсу, обратилось с такой просьбой.

Юрий Чумерин, директор СРО Союз предприятий стройиндустрии Свердловской области:

- Мы пытаемся бороться с подделками на своем уровне. Еще 7-8 лет назад создали компенсационный фонд, 50 заводов получили свидетельства о качестве выпускаемой продукции, в том числе производители кабеля, цемента, металлоконструкций. Похоже, в минпромторге решили пойти по аналогичному пути: недавно мы получили проект постановления правительства РФ, где на Росстандарт возлагается огромная ответственность. Предлагается сертифицировать не какое-то конкретное изделие, а компетентность производителя.