Через сколько лет откроют автодорогу Надым-Салехард

На Ямале тема строительства автомобильного тракта от Салехарда до Надыма этим летом затмила тему предстоящей прокладки рельсовой ветки между двумя городами в рамках проекта "Северный широтный ход". Жителям округа не терпится узнать, через сколько же лет откроется сквозное движение по автомагистрали. Региональные власти ссылаются на нехватку финансов и уповают на областную программу "Сотрудничество": преимущественно из ее "кассы" поступают средства на строительство долгожданной автодороги протяженностью 344 километра.

Первый план предусматривал завершение основных работ к середине нынешнего десятилетия. Второй - к 2018 году, третий - к концу десятилетия. Вполне вероятно, что финал отодвинут еще на пару лет. Во всяком случае некоторое время назад 2022 год официально называли пусковым. Определенно известно о невозможности заасфальтировать всю трассу даже в растянутый срок. Частично она будет щебеночной, но это обстоятельство вряд ли огорчит северян. Для них крайне важно, чтобы столица автономии и западная зона региона, не имеющие всепогодного сообщения с федеральной сетью дорог, быстрее выбрались из транспортной изоляции. Лучше тряский путь, чем никакого.

Частично трасса будет щебеночной, но это вряд ли огорчит северян. Для них важно быстрее выбраться из транспортной изоляции

- Стыковка позитивно отразится на качестве жизни людей и развитии нашей экономики. Будем искать дополнительные ресурсы, - резюмирует Дмитрий Артюхов, исполняющий обязанности губернатора ЯНАО и сравнительно недавно подписавший документ о пролонгации "Сотрудничества" до 2025 года. Бюджет программы, к слову, увеличен.

Что сделано и что предстоит сделать в ближайшие месяцы? Воспользуемся цифрами, предоставленными профильным департаментом правительства округа. Асфальтобетон уложен на протяжении 120 километров, еще полсотни километров - щебеночные. В этом году со стороны Надыма добавится, как ожидается, 30-километровый участок с шоссейным покрытием, а со стороны Салехарда - почти такой же по длине, но замощенный щебнем. Из 53 запроектированных мостов готово 38, на стадии строительства - 11.

Более трети будущей всесезонной трассы еще без твердого покрытия, местами нет и земляной насыпи. Из города в город можно проехать, когда мороз скует заболоченную тундру, - по старому доброму зимнику. Не все сданные ранее в эксплуатацию участки выдерживают гарантийные обязательства. Кое-где из-за подвижек вечномерзлых грунтов в асфальтовом полотне образуются нешуточные трещины, прогибы. Дает о себе знать многолетнее повышение температур в арктических широтах, уверен директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Максим Першиков. Выходит, инженерные мероприятия по защите грунтов от растепления сработали не везде. Ну а ремонт требует дополнительных многомиллионных затрат.

Салехард-Надым - это заключительный отрезок меридиональной дороги Тюмень-Сургут-Салехард. На территории Тюменской области и Югры она имеет федеральный статус. На территории же ЯНАО - региональный. Соответственно содержать ее обязан автономный округ. Правительство региона договорилось с Росавтодором о постепенной передаче шоссе в ведение последнего. На первом этапе федералы возьмут под свою ответственность участок дороги от границы с ХМАО до города Губкинского. Потом придет черед и окружного центра.