Первый план предусматривал завершение основных работ к середине нынешнего десятилетия. Второй - к 2018 году, третий - к концу десятилетия. Вполне вероятно, что финал отодвинут еще на пару лет. Во всяком случае некоторое время назад 2022 год официально называли пусковым. Определенно известно о невозможности заасфальтировать всю трассу даже в растянутый срок. Частично она будет щебеночной, но это обстоятельство вряд ли огорчит северян. Для них крайне важно, чтобы столица автономии и западная зона региона, не имеющие всепогодного сообщения с федеральной сетью дорог, быстрее выбрались из транспортной изоляции. Лучше тряский путь, чем никакого.
- Стыковка позитивно отразится на качестве жизни людей и развитии нашей экономики. Будем искать дополнительные ресурсы, - резюмирует Дмитрий Артюхов, исполняющий обязанности губернатора ЯНАО и сравнительно недавно подписавший документ о пролонгации "Сотрудничества" до 2025 года. Бюджет программы, к слову, увеличен.
Что сделано и что предстоит сделать в ближайшие месяцы? Воспользуемся цифрами, предоставленными профильным департаментом правительства округа. Асфальтобетон уложен на протяжении 120 километров, еще полсотни километров - щебеночные. В этом году со стороны Надыма добавится, как ожидается, 30-километровый участок с шоссейным покрытием, а со стороны Салехарда - почти такой же по длине, но замощенный щебнем. Из 53 запроектированных мостов готово 38, на стадии строительства - 11.
Более трети будущей всесезонной трассы еще без твердого покрытия, местами нет и земляной насыпи. Из города в город можно проехать, когда мороз скует заболоченную тундру, - по старому доброму зимнику. Не все сданные ранее в эксплуатацию участки выдерживают гарантийные обязательства. Кое-где из-за подвижек вечномерзлых грунтов в асфальтовом полотне образуются нешуточные трещины, прогибы. Дает о себе знать многолетнее повышение температур в арктических широтах, уверен директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Максим Першиков. Выходит, инженерные мероприятия по защите грунтов от растепления сработали не везде. Ну а ремонт требует дополнительных многомиллионных затрат.
Салехард-Надым - это заключительный отрезок меридиональной дороги Тюмень-Сургут-Салехард. На территории Тюменской области и Югры она имеет федеральный статус. На территории же ЯНАО - региональный. Соответственно содержать ее обязан автономный округ. Правительство региона договорилось с Росавтодором о постепенной передаче шоссе в ведение последнего. На первом этапе федералы возьмут под свою ответственность участок дороги от границы с ХМАО до города Губкинского. Потом придет черед и окружного центра.