Исследовательская группа ЦИРКОН провела разбор наиболее радикальной практики в области борьбы с алкоголизмом - введение территорий трезвости.
Социологи провели полевые исследования в трех регионах: в селе Дубровка Оренбургской области, Боочи (Республика Алтай) и Бясь-Кюель (Горный улус, Якутия).
Выяснили любопытные вещи. Например, в оренбургской Дубровке проживают 390 человек, в основном старше 40. На все село один магазин, где нет ни сигарет, ни алкоголя. Хотя здесь никто не слышал ни про конкурс "Трезвое село", ни про общества трезвости. А пьющих всего 1-2 человека на всю Дубровку. Как отмечено в результатах исследования: "Особенностью практик коллективного отказа от алкоголя в селе Дубровка является отсутствие как такового намеренного коллективного отказа". Почему же не пьют?
Между прочим, после Великой Отечественной войны в селе пили. И в советское время - тоже. В 50-е Дубровку признали неперспективной, люди стали разъезжаться, некоторые спились окончательно. Затем в село приехала многодетная семья, где алкоголь был не в почете. Со временем непьющих становилось все больше и больше. Научным языком: "Жители не употребляют алкоголь исходя из личной мотивации, возникшей под влиянием полувекового порядка". Можно и проще: отвыкли.
А в местном магазине водки нет не потому, что запрещено ею торговать. Отсутствует спрос.
Алтайский опыт: село Боочи в 13 км от Чуйского тракта в Онгудайском районе. В селе 300 человек и солидная история "трезвости": Боочи отказалось от водки еще во время горбачевской антиалкогольной кампании.
Особую роль в установлении территории трезвости сыграла глава местной администрации, которая занимает данный пост и сегодня. Да и сейчас тон задают боочинские женщины: действует совет села, состоящий из "координаторов", которых выбирают из школьных педагогов, сотрудниц клуба и библиотеки.
Единственный продмаг Боочи расположен напротив школы, т.е. попадает в зону действия общефедерального запрета на продажу спиртного и сигарет. Поэтому более показательна ситуация с магазинами соседнего села Кулада - они вдалеке от школы, однако также не торгуют алкоголем.
Алкоголь здесь не находится под запретом буквально. Бутылка вина или водки на столе не редкость и отнюдь не скандал. На фотографиях праздников в сельском клубе "боевые сто грамм" имеются на столе ветеранов в День Победы. И даже на женском столе на 8 Марта. Почетных гостей угощают местным самогоном - араком.
Однако пьющих компаний в этих селах вы не найдете. В ходе экспедиции социологи встретили лишь одного пьяного пенсионера.
А перед большими праздниками, такими как Новый год, все-таки появляется возможность купить некоторые алкогольные напитки и в своих магазинах. Правда, сельчане признались социологам, что продают алкоголь не всем, а только женщинам. Они надежны: по выражению местных - "не запиваются".
Факторов, которые сделали алтайское село трезвым, немало. От "генетических страхов" (неспособность организма алтайца справиться с алкоголем) и хорошего имиджа села до всем понятного желания воспитать здоровых детей. Но все-таки ключевая слагаемая успеха: битву с водкой возглавили женщины. И - победили. Хотя родным и близким по праздникам победительницы наливают.
Но только по очень большим праздникам, а главное - в меру.
Другая история - якутское Бясь-Кюель. Здесь жители не пьют из более прагматичных соображений. Не пьешь - лучше живешь. Администрация доплачивает за проведение безалкогольных праздников - свадьбы, юбилея или новоселья - от пяти до 20 тыс. рублей. Плюс - отсутствие расходов на спиртное. В сумме выгода получается ощутимая.
Как здесь доказывают, что свадьба была "сухой"? Перед свадьбой подается заявка в администрацию, а застолье снимается на видео. По местным обычаям принято звать по 100-200 человек (это при том, что в селе проживают 722 человека!). Если алкоголь на стол подадут, то это никак не скроешь.
Еще одним моральным стимулом к трезвости стал новый формат местных праздников. День охотника, День матери и День отца отмечают тоже без алкоголя.
Ил Тумэн (Госсобрание Республики Саха) издал закон, по которому органы местного самоуправления могут выступать с законодательной инициативой по ограничению продажи алкоголя на своей территории. Как результат: в Бясь-Кюеле имеется пять продуктовых магазинов, но водки, пива и вина на их прилавках вы не увидите.
Всего 182 якутских села уже вошли в территорию трезвости, а антиалкогольные меры поддерживают 66% населения республики.
Игорь Задорин - руководитель научно-исследовательской работы "Территории трезвости", организатор Исследовательской группы ЦИРКОН.
Игорь Вениаминович, деревня захотела войти в "территорию трезвости". С чего начинать? Проводить сход? Просить помощи властей?
Игорь Задорин: Прежде чем проводить сход, нужно собрать инициативную группу, которая в течение определенного времени (и, возможно, не очень короткого времени) проведет подготовительную работу. Сначала нужно проверить, как эта идея воспринимается всеми жителями села. Дело в том, что если сход не поддержит идею трезвости, то есть риск, что этот вопрос будет отложен надолго. И никакие апелляции к властям тогда уже не помогут. Сход - это кульминационный момент коллективного решения, и его надо тщательно готовить. Если нет уверенности, что большинство вас поддержит, то созывать сход не рекомендуется.
Если местные власти обеспокоены степенью алкоголизации населения, но на местах инициативы никто не проявляет - тогда что?
Игорь Задорин: Убеждать, приводить примеры того, как люди живут в непьющих селах.
Представим ситуацию: деревня спивается, противников пьянства нет. Нужны радикальные меры...
Игорь Задорин: Все-таки лучше - через меры убеждения. Навязывание трезвости сверху воспринимается как ограничение прав и будет встречать противодействие. Напротив, если это добровольный процесс, то большинство примет правила игры, которые они сами и выработали.
Материальные стимулы, в частности, доплаты за безалкогольные свадьбы - регионы потянут такие расходы, особенно дотационные регионы?
Игорь Задорин: С такими стимулами надо бы поосторожнее. Лично я сомневаюсь, что такого рода материальная поддержка со стороны муниципальных или государственных органов власти будет позитивно оценена всеми. Может оказаться, что люди решившие провести, например, безалкогольную свадьбу и получившие за это премию, могут быть подвержены общественной обструкции. Если кто-то проводит свадьбу без алкоголя, то это демонстрация личной позиции. А если он получает деньги, то многие скажут: да все понятно, заработать решили. И вообще, ситуация, когда тебе платят за то, что ты не пьешь, - сомнительная. В целом такие материальные стимулы могут иметь место, но только как дополнение к другим мерам. Будет лучше, если материальную поддержку получат общественные объединения и организации для продвижения идей трезвости.
Вот в каком-то селе запретили продажу алкоголя. А кто-то из деревенских взял и стал варить самогон. По закону изготовление самогона "для себя" не запрещено. И что делать?
Игорь Задорин: Закон разрешает варить только для личного потребления. Как только кто-то попытается продать в селе алкоголь, то он нарушает закон. Со всеми вытекающими. Это уже прерогатива полиции. В селе ни от кого ничего не утаишь. Участковый обязан такие вещи контролировать.
В России официально 2,6 млн алкоголиков. Экспертная оценка - 5 млн. Вы какой цифре больше доверяете?
Игорь Задорин: Боюсь, что все-таки не меньше 5 миллионов. Проблема острая, откладывать ее решение нельзя.