Члены альянса традиционно пытаются продемонстрировать единство по ключевым вопросам, включая борьбу с терроризмом и политику сдерживании России. Но поводов для оптимизма накануне брюссельской встречи у европейских лидеров немного. Заявления главы Белого дома дают все основания предполагать, что заседание блока пройдет в том же ключе, что и недавний саммит "группы семи", на котором раскол между США и остальными участниками был очевиден.
Официальный представитель Белого дома Хоган Гидли заявил журналистам, что "Америку часто воспринимают как мировую свинью-копилку, чему пора положить конец". Под раздачу попал даже наиболее близкий военный и политический союзник Вашингтона в Старом Свете - Великобритания, которая активно поддерживала военные авантюры США в Афганистане и Ираке, а также является одной из немногих стран, не нарушающих финансовые обязательства по НАТО. Как оказалось, даже такой лояльности недостаточно. Агентство Рейтер опубликовало выдержки из письма, которое министр обороны США Джеймс Мэттис направил британскому коллеге Гэвину Уильямсону в середине июня. Мэттис без особых церемоний указывает, что глобальная роль Великобритании "требует большего уровня военных расходов, чем США ожидают от рядовых союзников, интересы которых ограничиваются региональным характером". При этом шеф Пентагона дал понять, что если Великобритания не выполнит поставленные требования, то США готовы сделать своим особенным партнером Францию, которая, "будучи глобальным игроком, уже осознала необходимость существенного увеличения вложений в оборону".
По сообщениям в западных СМИ, подобные "письма счастья" перед саммитом получили практически все члены Североатлантического альянса, включая Германию, Испанию, Канаду и Норвегию.
Тема военных расходов уже не первый год вызывает трения между США и их союзниками по альянсу, но администрация Дональда Трампа придает этой дискуссии ключевую роль. Хозяин Белого дома со времен своей предвыборной кампании возмущается тем, что, на его взгляд, США вынуждены платить за безопасность европейских государств. На саммите в 2017 году он намекал, что если Европа не увеличит военные расходы, то Вашингтон не готов гарантировать свою приверженность статье устава НАТО о коллективной обороне.
На саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году государства-члены приняли на себя обязательства в течение 10 лет увеличить расходы до уровня 2 процентов от ВВП, что предусмотрено уставом блока. Но по итогам прошлого года это условие, за исключением США, расходующих на военные нужды 3,6 процента от ВВП, выполнили только Великобритания, Греция, Канада и Эстония. Дональд Трамп жалуется, что ему все сложнее объяснить американцам, почему другие страны не выполняют свои обязательства в сфере безопасности.
Специальный советник французского Фонда стратегических исследований Франсуа Гейсбур в интервью газете "Монд" заметил, что президент США ясно выражает мировоззрение, ориентированное на двусторонние связи и сделки, а не на участие в системе многосторонних альянсов, выстроившихся после Второй мировой войны. По его словам, хозяин Белого дома открыто называет своими противниками ВТО, ЕС и НАТО, "напрямую связывая торговую войну против Евросоюза с зависимостью Старого Света от американских гарантий безопасности". "Мы переходим от трансатлантического альянса к миру, где обязательства становятся непрочными, - считает специалист. - Саммит НАТО в Брюсселе и двусторонняя встреча президента США с российским коллегой Владимиром Путиным станут первыми этапами раскола Запада". На его взгляд, "США из союзника превращаются в наемника", а самой Европе "грозит стратегическое, экономическое и социальное раздробление".