В правительстве пострадавшим, чьи дома застрахованы, пообещали выплатить денежную компенсацию в установленном порядке. Это около 500 тысяч сомов в зависимости от ущерба. Деньги на восстановление жилья сельчане получат после того, как комиссия ОАО "Государственная страховая организация" (ГСО) определит причины и масштабы разрушений. Как правило, этот процесс занимает несколько месяцев.
Обязательное страхование жилых помещений от пожара и стихийных бедствий введено в республике сравнительно недавно - в 2016 году. И занимается этим ГСО, учредителем которой стал Фонд по управлению госимуществом. За это время организация сумела застраховать 83 тысячи единицы жилья на 59 миллионов сомов.
- Около 75 процентов наших клиентов проживают в сельской местности, - сказал заместитель руководителя ГСО Бакыт Шаршеналиев. - Больше всего заключено договоров с ошанами - около 40 тысяч, за ними следуют жители Джалал-Абадской области. Самыми пассивными в этом плане оказались бишкекчане. На долю столицы приходятся всего 2324 полиса.
По словам Бакыта Шаршеналиева, эффективность работы государственного страховщика была бы выше. Но, как оказалось, в регионах и сельской местности у 80 процентов жителей нет документов на жилье. Поэтому за два года с момента получения лицензии государственный страховщик выплатил компенсации всего 83 пострадавшим - около 16,7 миллиона сомов. В канун нового года 500 тысяч, например, получила одна из сельчанок в Таласской области. Она лишилась крыши над головой из-за поднятия грунтовых вод, разрушивших стены дома.
Стоит заметить, что государственное страхование жилья от пожара и стихийных бедствий по своей сути является социальной программой. Учитывая тяжелое материальное положение населения, особенно в сельских и отдаленных регионах, стоимость страхования была снижена в три раза по сравнению с расчетными тарифами. Также правительство разработало льготы для социально уязвимых слоев населения. Но при этом суммы компенсации в страховых случаях остались прежними. Для сельчан выплаты равны 600 сомам в год, для горожан - в два раза больше. Соответственно и максимальные размеры компенсаций в мегаполисах выше и достигают миллиона сомов.
Казалось бы, сумма взноса необременительна даже для небогатых семей, которые на мобильную связь тратят намного больше. Однако процесс охвата населения обязательным страхованием идет медленно. По данным Нацстаткома, в республике зарегистрировано свыше миллиона единиц жилья. На этом фоне 83 тысячи договоров с ГСО - ничтожная цифра.
Причин пассивности населения, по мнению специалистов, несколько. Во-первых, у людей отсутствует сама культура страхования - этим мы сильно отличаемся от западного общества, где принято страховать свое имущество, жизнь, здоровье, бизнес, детей на все случаи жизни.
Во-вторых, рынок страхования в Киргизии мал и не развит. В настоящее время в стране всего 21 страховая компания. При этом 10 из игроков по итогам деятельности за прошлый год получили прибыль в сумме 58,2 миллиона сомов, остальные сработали по нулям либо потерпели убытки.
До 2008 года в стране существовал лишь один вид обязательного государственного страхования, и касался он жизни и здоровья военнослужащих, призванных на учебные и специальные сборы. Популярностью услуга не пользовалась, так как из бюджета не выделяли средств на компенсационные выплаты. Частные компании работали в основном на поле добровольного страхования.
Третья причина, по мнению эксперта в этой области Юрия Кима, в том, что рынок страдает из-за монополизации и отсутствия конкуренции. Появление ГСО, которой были отданы все наиболее привлекательные виды обязательного и добровольного страхования, только усугубило неравенство между государством и частниками. Госкомпания может заключать договоры по страхованию жилых помещений от пожара и стихийных бедствий, гражданской ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей. С ней должны вести дела организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, а также перевозчики пассажиров и транспортные предприятия, специализирующиеся на доставке опасных грузов.
Ни для кого не секрет, что именно обязательное страхование - приоритетный продукт на этом рынке. Оно устанавливается законом, который определяет перечень объектов, подлежащих автоматическому обязательному страхованию в целях эффективного возмещения ущерба населению, хозяйствующим субъектам и предприятиям, природным ресурсам, а также защиты интересов и прав потерпевших лиц от причинения вреда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф. Страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи - вносить платежи, таковы простые правила.
Однако почему люди продолжают оставаться столь беспечными, несмотря на участившиеся природные катаклизмы - сели, оползни, наводнения, землетрясения, пожары, ведь можно без больших затрат для семейного бюджета обезопасить себя от потенциальных рисков и угроз? Эти и другие вопросы, связанные с обязательным страхованием, на днях обсуждали депутаты парламента.
С одной стороны их не устраивали показатели количества заключенных с населением договоров, с другой - народные избранники сомневались, стоит ли допускать к обязательному страхованию частные компании. К слову, многие из депутатов позже признавались, что сами до сих пор не заключили договоры с государственной организацией.
- Конечно, появление частного бизнеса оживило бы рынок обязательного страхования, но это может создать конкуренцию государственной организации, - размышляли некоторые парламентарии.
Кстати
По словам главы Госфиннадзора КР Санжара Муканбетова, прежде чем разрешить частным компаниям заниматься обязательным страхованием, надзорный орган собирается заставить их постепенно увеличивать минимальный размер уставного капитала. Сегодня требования к нему составляют 150 миллионов сомов, но нужно будет поднять планку в два раза. Эта новость взбудоражила страховщиков, для которых 300 миллионов сомов - неподъемная сумма. Для небольших компаний реально замаячила перспектива закрытия бизнеса.