05.07.2018 17:17
    Поделиться

    Лондон не спешит с выводами о "русском следе" в происшествии в Эймсбери

    Загадочное отравление мужчины и женщины в британском городке Эймсбери вновь навело полицию на "русский след" в виде отравляющего вещества А-234 (согласно принятой номенклатуре). Однако в правительстве Великобритании не спешат однозначно возлагать на Россию ответственность за новое загадочное происшествие, как это было в случае с "делом Скрипалей", так и всерьез заниматься поиском угроз общественной безопасности внутри собственной страны по понятным причинам не желает.

    Напомним, в минувшую субботу в Эймсбери, что находится в нескольких километрах от всемирно известного Солсбери, где были отравлены Скрипали, и куда реже упоминаемого химико-биологического военного центра в Портон-Даун, в течение трех часов были госпитализированы некий 45-летний Чарльз Роули и его 44-летняя подруга Дон Стерджесс, мать троих детей. Оба состояли на учете полиции как героиновые наркоманы и жили бедно: последнее место, которое они посетили до того, как почувствовали себя плохо, - благотворительная раздача еды в местной баптистской церкви.

    Как рассказал изданию The Guardian друг этой пары, 29-летний безработный автомеханик Сэм Хобсон, сначала стало плохо Дон, и ее из дому отправили в больницу, а примерно через час "превратился в зомби" и Чарльз. "Он начал потеть и раскачиваться туда-сюда, глаза были широко открыты", - рассказал Хобсон.

    Достоянием общественности случай в Эймсбери стал спустя три дня после госпитализации, поскольку городские врачи не смогли улучшить состояние Роули и Стерджесс, у которых поначалу, учитывая их социальный портрет, предполагалось отравление наркотиками. Поскольку традиционная терапия не дала результатов - оба до сих пор находятся в критическом состоянии, - врачи отправили образцы их крови в центр Портон-Даун, благо это место находится в считанных минутах езды от Эймсбери. Проведенный анализ выявил некое нервно-паралитическое вещество, и  расследование загадочного события перешло от полиции графства Уилтшир к контртеррористическому департаменту Скотленд-Ярда. Глава этого подразделения Нил Басу заявил британским СМИ, что около ста его сотрудников ищут связь между отравлением в Эймсбери и "делом Скрипалей", но пока не могут найти. Главная сложность в том, что Роули и Стерджесс "не были связаны с органами безопасности и разведки", поэтому о преднамеренном покушении на них речи не идет.

    Но у следователей есть спасительная нить: за день до госпитализации эти двое вместе с другом Хобсоном были в Солсбери, и даже посещали места, где в начале марта гуляли отец и дочь Скрипали. И значит, теоретически, могли соприкоснуться с однозначно смертельным A-234 - веществом, как утверждают химики, нестойким, легко растворимым в воде, но почему-то за четыре месяца сохранившим свои смертельные свойства в дождливом британском климате. Найти объяснение этому факту полицейские пока не могут, и потому "ждут звонка из России", как выразился замглавы МВД Великобритании Бен Уоллес.

    "Российское государство могло бы рассказать нам, что случилось, что они сделали и заполнить некоторые значительные пробелы, которые мы пытаемся заполнить и обезопасить людей", - заявил он Уоллес радиостанции BBC.

    Оставить Россию в покое и заняться собственными проблемами Лондону все-таки придется

    Слова Уоллеса напоминают недавний призыв ЕС к России признать свою вину за крушение рейса МН-17, и объясняется теми же причинами - нежеланием руководствоваться базовым юридическим принципом "ищи кому выгодно", а равно, неспособностью выйти за рамки антироссийского настроя британских СМИ. Предложение Уоллеса тем более бессмысленно, если вспомнить, что, как и в случае с МН-17, Россия предлагала британской стороне свою помощь в расследовании "дела Скрипалей" и также получила невежливый отказ.

    Однако оставить Россию за скобками, перестать искать "под фонарем", и заняться проблемами собственного королевства, Лондону все-таки придется. История не смертельного отравления Скрипалей безусловно смертельным отравляющим веществом, формула которого находится в открытом доступе, а в чистом виде им, как выяснилось, обладает ряд стран-членов НАТО, несмотря на все старания Терезы Мэй и Бориса Джонсона оставило больше вопросов, чем ответов. Начиная от способа отравления Скрипалей, и заканчивая, собственно, близостью к месту происшествия лабораторий и полигона в Портон-Дауне. Где, как утверждается, A-234 не хранится даже в следовой дозе, но успешно и однозначно устанавливается страна его происхождения. И если выйти из заданного западными СМИ порочного круга, правда об отравлениях в графстве Уилтшир может действительно оказаться шокирующей. Например, речь может идти о потере бдительности сотрудниками секретного военного объекта.

    "Основная версия - и для меня это совершенно очевидно, исходя из опыта работы и анализа ситуации, - к инцидентам в Британии с использованием отравляющего вещества А-234 причастен, скорее всего, разработчик этого вещества", - так считает экс-глава ФСБ и депутат Госдумы Николай Ковалев. По его мнению, речь может идти о бывшем сотруднике Портон-Дауна, который обижен, либо психически нездоров, и  "он продолжает свои бесчеловечные эксперименты над людьми".

    Тем временем

    "Это очень тревожная новость, безусловно, она вызывает глубокую обеспокоенность в связи с подобными проявлениями уже неоднократными в Великобритании. Сейчас мы, конечно, обеспокоены, все-таки в Европе такое уже повторяющееся использование вот таких веществ. Хотя, с другой стороны, мы и не располагаем информацией, какие вещества использовались, как использовались", - прокомментировал происшествие в Эймсбери пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он также напомнил, что Россия категорически отрицала и продолжает отрицать возможность какой-либо причастности к обоим инцидентам. "Вы знаете, что никаких сколь-нибудь убедительных доказательств голословных обвинений России в причастности к этому британской стороной так и не было представлено", - напомнил Песков.

    Поделиться