Новости

04.07.2018 23:00
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Дорога к "Солнцево"

Свои районы москвичи скоро будут узнавать по новым станциям метро
Американец Стив, приятель моего мужа, который учился с ним 50 с лишним лет назад в одной школе на Рождественке, поражался: "Какое в Москве красивое метро! Каждая станция - настоящий дворец! Но почему вы в коммуналках живете?"

Коммуналок в столице осталось уже немного. А вот метро по-прежнему восхищает иностранцев. Особенно это заметно сейчас, в дни чемпионата мира по футболу. Сама наблюдала, как буйные на стадионах болельщики со всего мира замирают у бронзовых скульптур станции "Площадь Революции", любуются "Киевской"-кольцевой, больше напоминающей картинную галерею, высокими сводами "Маяковки"... Москвичи же ревниво смотрят: а какие станции подземки появляются сегодня, когда ее строительство в Москве впервые за многие десятилетия снова приобрело массовый характер?

Метро рядом

Конечно, для многих горожан, еще недавно простаивающих часами в пробках на дорогах с полупарализованным движением, самое главное желание, чтобы метро как можно скорее пришло к дому. И 93% жителей столицы будут ходить пешком до ближайшей станции к 2020 году. Такую цель поставило перед собой правительство Москвы в программе транспортного развития города, принятой в 2011 году. 60 новых станций и 111 километров путей, проложенных с тех пор, заметно приблизили ее. Метро уже пришло в Ховрино, Дорогомилово, Раменки, Бескудниково, Жулебино и многие другие районы, жители которых ждали его почти по тридцать лет. В этом году, когда в строй войдут сразу 24 станции, метро будет рядом и у тех, кто живет в Левобережном районе, в Солнцево, на проспекте Вернадского... А к 2025 году сеть подземки, обещают городские власти, удвоится: вместе с МЦК она вырастет со 150 километров до 300. И горожане с нетерпением ждут этого, зная, какую экономию времени несет появление подземки в пешеходной доступности.

Но это вовсе не значит, что им абсолютно все равно, какой будет их станция. Недаром же в интернете вслед за рейтингами самых красивых станций родились народные рейтинги и самых некрасивых. И если в первые попадают советские, те самые дворцовые, то во вторые - плоды борьбы с излишествами в архитектуре, которые в 70-80-е годы прошлого века спустились и сюда, в подземный город. Они наводнили его унылыми, похожими друг на друга станциями вроде "Улицы Подбельского", "Черкизовской", "Выхино", "Коломенской", "Щелковской" и десятков других. Мрамор на стенах, украшенный позолотой и бронзой, там вытеснила туалетная плитка, а порой и просто металлическая облицовка, роскошные хрустальные люстры сменили желто-грязные плафоны.

Дизайн выбираем сами

Новый импульс в развитии метро поставил городские власти перед выбором: какими быть будущим станциям? То, что дворцовые интерьеры остались позади, было понятно. С одной стороны, они слишком дорогие, особенно в условиях, когда городу нужно просто выехать из пробок. А с другой - плодить убожество было недопустимо, ведь строятся все эти станции не на один день. И тогда новый главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, чтобы привлечь интересные идеи в оформлении метрополитена, предложил проводить конкурсы на разработку архитектурного облика новых станций. Мэр города Сергей Собянин поддержал его: "Оформление станций метро - это искусство, - сказал он. - А в искусстве - чем больше творческого азарта и конкуренции, тем лучше".

На приглашение принять участие в таких конкурсах откликнулись не только российские архитекторы, но и из целого ряда стран - Италии, Венгрии, Аргентины, Латвии... Они предложили такое множество вариантов, что на первоначальном этапе конкурса на облик трех новых станций Большой кольцевой линии - "Шереметьевская", "Ржевская" и "Стромынка" - жюри выбрало по пять заявок на каждую. На втором этапе был составлен рейтинг уже готовых проектов. Ну а на третьем, финальном, девять лучших проектов были выставлены на народное голосование на портале "Активный гражданин". На каждом этапе в голосовании принимали участие более 200 тысяч москвичей. "Проекты победителей станут современными символами тех исторических локаций, где будут расположены эти новые станции - района Марьина Роща, Рижского вокзала и парка "Сокольники", - так подвел итог выбора, сделанного москвичами, Сергей Кузнецов.

В общей же сложности прошло уже четыре конкурса. Два из них - тоже на оформление станций Большой кольцевой линии. В 2015-2016 годах москвичи выбирали облик станций "Мневники" и "Терехово" на западном участке, а в 2017-2018-м - станций "Кленовый бульвар" и "Нагатинский затон" - на восточном участке Большого кольца.

Жар-птица и сырные домики

Какими они получатся в итоге, увидим со временем. А вот по участку Калининско-Солнцевской линии, где в числе семи станций построены и две конкурсные - "Солнцево" и "Новопеределкино", корреспонденты "РГ" во время технического запуска уже прокатились. В конце августа - начале сентября, пообещал мэр, поедут и все пассажиры.

Жители Солнцева, которых тоже пригласили оценить станцию у их дома, были просто счастливы. "Ни у кого такой красивой нет, - радовалась Нелли Григорьевна Петрова, которой теперь от дома до подземки - пять минут хода. - Вестибюли - в виде русских изб, в стенах которых маленькие круглые оконца, словно солнечные зайчики застыли в бетоне". Другой жительнице Солнцева - Анне Андреевне Лавровой стены вестибюля напоминают сыр с большими дырками: "Мы так и прозвали его уже - сырный домик", - рассказала она "РГ". Много света и солнца и внизу, под землей. "Эта станция построена первой из девяти, которые сооружаются по проектам победителей конкурсов, - рассказал Сергей Кузнецов. - Архитекторы старались создать узнаваемые образы, чтобы человек еще из вагона видел: "Вот моя станция". Этой узнаваемости места очень не хватает нашим серым безликим спальным районам. В данном случае, на мой взгляд, это удалось".

"Новопеределкино" на этом же участке, учитывая соседство писательских дач, оформили в стиле русских сказок - с освещением в виде перьев жар-птицы, травяными орнаментами и московским теремом в фойе. На стенах станции "Нагатинский затон" - крупные изображения рыб в виде мозаики из натурального камня. Причем именно тех, что водятся в московских реках и Нагатинском затоне. Стильной, с элементами, напоминающими о дворце Алексея Михайловича в Коломенском, обещает быть станция "Кленовый бульвар"... Да и те, что строятся без конкурсов, тоже имеют свой запоминающийся образ. "Мичуринский проспект" - первая полуподземная станция в столичной подземке, со смотровой площадкой, панорамным видом на парк и реку Очаковка, а на стенах - яблони в цвету. "Рассказовка" - похожая на читальный зал или книжный магазин, "Беломорская" - словно окрашена северным сиянием... Разве перепутаешь их с любой другой станцией?

Между тем

В пресс-службе департамента городского строительства Москвы опровергли мнение о том, что с целью удешевления при строительстве новых станций сейчас используется и пластик: он не отвечает жестким противопожарным требованиям. Мрамор и гранит используются сейчас только отечественные. А поскольку их цветовая палитра в наших месторождениях достаточно ограничена, разнообразить дизайн и цветовую гамму помогает использование таких альтернативных материалов, как алюминиевые сотовые, перфорированные и композитные панели, керамический гранит, закаленное и художественное стекло, нержавеющая сталь.

Экономика Транспорт Общественный транспорт Филиалы РГ Столица ЦФО Москва Расширение московского метро