Любовью к футболу воронежцев "заразила" Москва. До революции этот вид спорта в Российской империи не был особенно популярен. Но им увлекались жившие в Санкт-Петербурге иностранцы и русские рабочие, которые бывали в командировках за рубежом.
- Англичане, родоначальники футбола, не очень-то стремились распространить его по миру. Но в конце XIX века у них была команда в Петербурге, проводились демонстрационные игры. Публика реагировала довольно пренебрежительно. Однако уже в 1897-м в городе состоялся первый официальный товарищеский матч, и его дату считают днем рождения российского футбола. В 1901-м появилась первая городская лига, куда вошло 14 команд (еще столько же числилось на правах кандидатов). Играть в футбол постепенно начали и в других крупных городах, - рассказал Леонид Страхов.
110 лет назад воронежец Иван Панов посетил матч в Москве. Увиденное так его поразило, что он тут же купил кожаный мяч и привез его на родину. Панов был активистом Петровского яхт-клуба, там и набрал команду для новой игры.
- В то время не было жесткой специализации по видам спорта. Были просто энтузиасты (как правило, среди дворян, купцов или зажиточных мещан), которые увлекались и велосипедом, и коньками, и гимнастикой - всем, что было доступно. Вот в этот ряд и встал футбол, - пояснил воронежский историк. - В первом городском матче играли "синие" против "красных". Через год добавились "белые" (гимназисты) - и сразу стали выигрывать, поскольку были моложе. Впоследствии из них образовалась самая крепкая команда - "Сфинкс".
Матчи проходили на острове в русле реки Воронеж (напротив Успенского храма), где в "петровском цейхгаузе" располагался яхт-клуб. В период половодья площадку затапливало, и футболисты стали подыскивать другие поля, часть из которых служит спортсменам до сих пор. Например, на улице 9-го Января, в районе бывшего кинотеатра "Луч", проводят любительские чемпионаты. На площадке возле Чугуновского кладбища построен спорткомплекс "Юбилейный" с ледовой ареной.
- Пока футбольные правила не устоялись, воронежцы придумывали их по ходу игры. Пенальти называли "пенделем", гол - "шутом". За три корнера (угловых) полагался "пендель", а гол не засчитывали, если мяч пролетал выше рук вратаря (поскольку у ворот часто не было верхней перекладины). Судей в "диких" матчах не было, и спорные моменты игроки разбирали сами с участием болельщиков, - рассказал Леонид Страхов. - Первый в Воронеже футбольный судья Николай Лейферкус тоже прислушивался к мнению публики, мог под ее напором изменить свое решение. Первым местным тренером, одним для всех команд, стал Сергей Розов. Он был очень увлечен игрой, хотя сам из-за хромоты ходил с костылем и не мог бегать.
До Первой мировой центрами развития футбола были Петербург, Москва и Харьков. Из лучших игроков составили национальную сборную, которая по тогдашнему обычаю провела три товарищеских матча с командой Англии - самой сильной в мире. Счет говорит сам за себя: 0:14, 0:7 и 0:11.
В 1912-м Россию приняли в ФИФА, и наши футболисты отправились на Олимпиаду. По такому случаю для них даже заказали "правильную" экипировку, с бутсами и шортами на резинке.
- Специальная обувь стоила бешеных денег, поэтому обычно любители футбола, в том числе в Воронеже, тренировались в ботинках или вовсе босиком, - добавил Страхов. - В дефиците были резинки для спортивных трусов. Игроки первой футбольной команды нашего города, судя по сохранившимся фотографиям, обходились бриджами из плотной ткани, а затягивали их широким кожаным поясом.
Так или иначе, экипировка не решила всех проблем отечественной сборной. На дебютных для себя Играх россияне продули финнам (Финляндия, входившая в состав Российской империи, имела свою сборную), а затем - в утешительном матче - немцам со счетом 0:16.
Тем временем воронежцы создали у себя около десяти команд. Скачок в развитии связан с открытием сельскохозяйственного института, куда поступали молодые люди из более развитых в спортивном плане городов - Москвы и Петербурга. Но хуже воронежцев в соседних губернских центрах тогда играли только тамбовчане.
В 1910-е тренировки и матчи часто устраивали на плацу кадетского корпуса (ныне - парк "Орленок"). Однажды команда кадет встречалась со "Сфинксом" и проиграла с крупным счетом. Расстроенный директор корпуса в сердцах запретил посторонним футболистам заниматься на плацу. Но в 1918-м новая власть его "поправила", и тренировки возобновились.
После революции судьба многих пионеров футбола в Воронеже сложилась печально. Как представители знатных семей, они примкнули к Белому движению, вместе с его соединениями ушли на юг, а после разгрома - были расстреляны.
- Бывший капитан "Сфинкса" Сергей Кольцов (дальний родственник известного в Воронеже поэта), напротив, разделял идеи большевиков и примкнул к Красной армии. Он дослужился до командира конного полка. В 1938-м его репрессировали, под пытками вынудили подписать ложные признательные показания. Но на суде Кольцов потребовал пересмотра дела и вместо расстрела получил пять лет лагерей, что для того времени было огромным успехом. Домой он вернулся только после смерти Сталина. Диссидентом, однако, не стал, продолжил военную карьеру, на склоне лет написал книгу "Воронеж спортивный", - отметил Страхов.
В 1920-м прошел футбольный чемпионат Воронежской губернии. Через три года сборная Юго-Восточной железной дороги побывала на первенстве страны. В 1932-м в городе открыли стадион "Динамо" на 20 тысяч зрителей. Через пару лет сборная Воронежа стала чемпионом РСФСР, победив команду Иванова. До войны горожане успели порадоваться новому стадиону - "Труд" ("Пищевик"). Потом эти объекты, как и весь город, пришлось поднимать из руин. Но футбольные матчи возобновились довольно скоро. В 1947-м на авиационном заводе (тогда- завод N 18) организовали команду "Крылья Советов", из которой вырос самый известный воронежский футбольный клуб - "Факел".
- Воронежцы дважды входили в Высшую лигу футбольного чемпионата СССР, - напомнил Леонид Страхов. - В 1984-м дошли до полуфинала, победив московский "Спартак", но проиграли "Зениту" со счетом 0:1. После распада Союза "Факел" играл в Высшей лиге четыре сезона. Несколько раз становился самой "посещаемой" командой России. В 1999-м, когда "Факел" находился в первом дивизионе, воронежские болельщики установили рекорд среди всех стран Восточной Европы: на каждую игру приходило в среднем по 25 тысяч зрителей. А в следующем году желающие попасть на матч со столичным "Спартаком" подали 250 тысяч заявок на билеты!
У воронежской команды были легендарные болельщики. Чего стоил Степан Иосифович Батраченко - слепой преподаватель пединститута, который "смотрел" матчи с помощью поводыря, который в деталях описывал все события на поле.
В сезоне 2017/2018 посещаемость игр "Факела" была самой низкой в истории клуба. Из-за проблем с финансированием команду покинуло несколько игроков. На момент подготовки материала в официальной заявке команды значилось лишь три футболиста. Ожидается, впрочем, что в июле "Факел" все-таки начнет сезон в Футбольной национальной лиге (второй дивизион).
Кстати
Фан-клуб ФК "Факел" выложил в открытый доступ недоступную для продажи книгу "Век футбола. 1908-2008" об истории развития этой игры в Воронежской области. Сайт: www.fanclub-fakel.ru (раздел "Библиотека"). Узнать больше о вкладе воронежцев в спорт высших достижений можно в музее на территории Центрального стадиона профсоюзов ("Труд"). Адрес: Воронеж, ул. Студенческая, 17. Время работы: понедельник - суббота, с 9.00 до 18.00. Вход свободный.