Войдет ли ЕАО в состав другого региона

На Дальнем Востоке активизировалась дискуссия о возможном объединении регионов.

Собственно, разговоры об этом никогда не затихали, в первую очередь на федеральном уровне. Идея всплывала на последнем в 2017 году заседании Госсовета, ее обсуждали и обсуждают законодательные власти. Например, в одном из вариантов проекта "Стратегии пространственного развития Российской Федерации", разрабатываемого верхней палатой парламента, речь идет именно о необходимости ук­руп­нить субъекты страны. А весной перед уходом с поста губернатора заявил о своей поддержке планов объединения Чукотского автономного округа и Магаданской области экс-глава последней Владимир Печеный:

 - На самом деле это очень близкие регионы. Мы были вместе в рамках одной большой Магаданской области, а сегодня объединены развитием Арктики, работаем над строительством автодороги Колыма - Анадырь, энергомоста. Ну и у нас есть примеры: появился объединивший регионы Забайкальский край, а также Камчатский край. Над этим имеет смысл думать…

Но чаще всего присоединительные прогнозы делаются в отношении самого маленького субъекта Дальневосточного федерального округа - Еврейской автономной области. До 1993 года автономия была в составе Хабаровского края. Сегодня многие считают, что наступило время вернуть "беглянку" обратно. Ну или включить ее в состав другого крупного региона.

Мнения

PRO

Вадим Заусаев, профессор, доктор экономических наук:

- Укрупнение регионов - объективный процесс. И вопрос заключается в том, с кем именно нужно объединять ЕАО. С точки зрения географии, удобства - конечно, с Хабаровским краем. Даже столицы этих регионов - Биробиджан и Хабаровск - расположены близко, всего в 190 километрах друг от друга. А вот с точки зрения экономики… Сегодня ЕАО обрела серьезную перспективу улучшения экономической ситуации. Там осваивают Кимкано-Сутарское железорудное месторождение, строят трансграничный мост Нижнеленское (РФ) - Тунцзян (КНР), ведется подготовка к масштабному освоению запасов графита. Налоговой отдачи от этого вполне должно хватить на население в 164 тысячи человек. Через пять лет область может вырваться вперед и без присоединения, находясь в том статусе, что и сейчас. А вот если она объединится с Хабаровским краем, сделать это будет сложнее. Я уже говорил, что край находится сегодня в сложном положении с точки зрения потенциального развития. Здесь население 1,3 миллиона человек и надо искать драйверы роста. Зато на подъеме Амурская область со строящимися мостом Благовещенск (РФ) - Хэйхэ (КНР), газохимическими и нефтехимическими заводами, с новым городом Циолковским… Как и ЕАО, этот регион через те же пять лет существенно улучшит свое экономическое положение. Кооперация этих субъектов улучшит положение обоих.

Олег Белозеров, член общественного совета по социально-экономическим и общественно-политическим вопросам при губернаторе Хабаровского края, доцент ХГУЭП:

- ЕАО как самостоятельный субъект РФ, будем честными, не живет, а мучается. Регион не богат. Объединение может стать благом. Во-первых, уже сегодня многие федеральные структуры работают на два региона. Это и органы статистики, и ФСБ, и Управление юстиции, Россельхознадзор и некоторые другие. Во-вторых, слияние субъектов даст серьезную экономию на содержании управленческого аппарата. Что касается вопроса о том, с чем объединять, то я назвал бы Амурскую область, а не Хабаровский край, про который часто говорят как о возможном регионе, в который надо бы войти ЕАО. Хабаровский край и без того огромен, нельзя его укрупнять до бесконечности. А Амурская область рядом, у нее и у ЕАО много общего - оба региона аграрные. К тому же она тоже небольшая. Думаю, хуже точно не стало бы, а вот при грамотном подходе к делу выиграть могли бы все. В крайнем случае Хабаровскому краю может отойти Смидовичский район ЕАО, а Амурской области - оставшаяся часть.

CONTRA

Анатолий Тихомиров, депутат Госдумы РФ:

- Хабаровский край и ЕАО разъединились не просто так. Я хорошо помню эту историю, был в то время в составе областного Совета народных депутатов ЕАО. Инициатива, кстати, больше шла не от Еврейской автономии, а от Хабаровского края. Дело в том, что в начале 1990-х область с ее экономикой стала для него дополнительной обузой. Прошло около тридцати лет. Если говорить об обратном процессе, то я противник этого, и вот почему. Что будет с ЕАО, если она присоединится к Хабаровскому краю? Поверьте, буквально через несколько лет область исчезнет как национальный субъект, а ее территории присоединят к районам края. Наши Октябрьский и Ленинский районы будут просто погибать, потому что по большому счету они окажутся никому не нужны. И те бюджетные средства, которые зарабатывает сегодня область, они в будущем не получат. Никто не будет строить дома культуры в районах ЕАО, заниматься социальной сферой.

Если бы сегодня Хабаровский край был регионом с профицитным бюджетом, то, может быть, что-то и получилось. Но в данном случае от объединения никто не станет богаче… Другое дело, что нужно говорить о структуре органов власти внутри области и о возможности сэкономить средства на их объединении. Но искусственное соединение двух территорий ничего не даст ни с экономической, ни с социальной точки зрения.

Светлана Мищук, заведующая лабораторией Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН (Биробиджан), кандидат экономических наук:

- Неважно, с кем мы "собираемся" объединять ЕАО. В любом случае регион перестанет быть самостоятельным субъектом Федерации. Следовательно, он будет вынужден потерять тех людей, которые сегодня работают в органах власти. Произойдет то, что сегодня преподносят как экономию на управленческом аппарате. Что получится в итоге? Сейчас в нашей области структура экономики похожа на постиндустриальную: из-за того что в загоне оказались многие промышленные отрасли, здесь развит третий сектор - сфера услуг, а также банковская, управленческая… И при объединении часть занятого в них экономически активного населения будет уволена. Поверьте, это та часть, у которой есть денежные средства. Они уедут. Для демографической составляющей Еврейской автономии это окажется большим минусом. "Перекроет" ли его плюс, полученный в результате экономии на содержании управленческого аппарата?

Насколько я понимаю, от объединения выиграет только статистика - если исчезнет депрессивная Еврейская автономная область, то в укрупненном регионе растворятся и ее плохие экономические показатели. Ну, конечно, ухудшатся немного показатели Хабаровского края или Амурской области. Но это уже другая тема…