Более ста саратовцев вернут деньги, полученные на строительство жилья

В редакцию "Российской газеты" обратился Алексей Белов (имя и фамилия изменены. - Прим. ред.), мастер производственного обучения одного из профессиональных лицеев, который находится в сельской местности. Он рассказал, что по решению суда половину собственной зарплаты теперь вынужден отдавать для возмещения в казну социальной выплаты - 917,5 тысячи рублей, которую ранее получил по федеральной программе на строительство собственного жилья. Суд посчитал, что эти деньги Алексею были выплачены незаконно. Сам же преподаватель с решением Фемиды не согласен: пытался обжаловать его, но безуспешно и видит причину своих неудач в недостатке собственных юридических знаний.

Поменял прописку

Жена Алексея, также работающая учителем в школе, сейчас находится в декретном отпуске со вторым ребенком. Кроме зарплаты главы семьи и пособия на детей других доходов у них нет. После решения суда молодые супруги оказались в трудном материальном положении. Педагог пытался добиться отсрочки исполнения решения суда о возмещении выплаты, однако и в этом ему отказали.

По словам Алексея, участником федеральной программы "Социальное развитие села до 2013 года" он стал еще в 2010 году. Документы проверяли несколько раз сначала в районной администрации, затем в областном минсельхозе и никаких нарушений не заметили. Денег тогда молодой человек не получил. В 2014 году он стал участником следующей программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы". Документы вновь прошли проверку. К тому времени Алексей уже создал свою семью, у него родился первый ребенок. В августе 2014 года мужчине выплатили 917 тысяч рублей, которые он потратил на строительство своего дома. А еще через три года областное министерство сельского хозяйства, то самое, что раньше согласовало документы, потребовало средства обратно.

Что же случилось? К этому времени Счетная палата Саратовской области провела проверку исполнения этой социальной программы. Аудиторы обратили внимание на факт, который почему-то ранее ускользнул от внимания чиновников, согласовывавших документы на выплату денег. До того, как подать документы на участие в программе, молодой человек сменил место регистрации. Выписался из дома, где был прописан вдвоем со своей матерью, на площади 100 квадратных метров, и прописался у дяди, у которого была меньшая жилплощадь. В Счетной палате посчитали, что молодой специалист намеренно ухудшил свои жилищные условия, чтобы получить бесплатный дом от государства. Сам Алексей это опровергает, объясняет переезд личными обстоятельствами: мол, хотел жить самостоятельно и кроме того его мать в то время намеревалась переехать в Саратов и продать дом в селе. Однако факт остается фактом, по закону после изменения жилищных условий в худшую сторону претендовать на помощь государства можно не раньше, чем через пять лет. Алексей же принес документы через несколько дней после смены прописки. Также суд учел, что мать Белова не снималась с регистрационного учета, а дом так и не был продан.

Миллионы туда и обратно

Этот случай не единичный. Как сообщили корреспонденту "РГ" в Счетной палате Саратовской области, выявлено 108 фактов, когда люди получили социальные выплаты на покупку или строительство жилья в селах необоснованно. Всего из бюджета было незаконно перечислено порядка 73 миллионов рублей.

Больше всего нарушений, когда получателями субсидии становились жители области, не имевшие права на улучшение жилищных условий (иногда людям не хватало нескольких квадратных метров), в том числе те, кто сознательно ухудшил условия своего проживания.

Иногда молодые специалисты увольнялись, не отработав положенное время, сразу после перечисления денег

Есть и факты откровенного мошенничества. В ряде случаев молодые специалисты увольнялись, не отработав в сельской местности положенное время, сразу после перечисления им денег.
Кроме того аудиторы обнаружили в списках получателей субсидий нескольких граждан, от которых вообще не поступало никаких документов и они не числились среди участников программы.

От бумаги до дома

Однако есть и такие случаи, когда со стороны получателей субсидий нет нарушения, а деньги тем не менее им пришлось возвращать в казну. Например, жительница Ивантеевки стала участницей программы, когда проживала в доме родителей, обеспеченность жильем у нее была ниже нормы. Пока она несколько лет дожидалась соцвыплаты, родители сделали пристройку к дому. Участница программы сообщила об этом в районную жилищную комиссию, которая занималась подготовкой документов. Этот факт отражен в решении суда. Хотя женщину должны были исключить из участников программы, чиновники этого не сделали. Жительница Ивантеевки получила субсидию на приобретение жилья - более 700 тысяч рублей, а затем областное министерство сельского хозяйства обратилось к ней с иском... о взыскании соцвыплаты.

Как объясняют в Счетной палате, в подобных случаях подавались иски "о взыскании с граждан неосновательного обогащения в результате ошибочных действий органа местного самоуправления".

- Нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации относят все случаи получения имущества, денег, материальной выгоды без соответствующих правовых оснований к неосновательному обогащению и предусматривают взыскание этих средств независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества (выгоды), самого потерпевшего, третьих лиц или это произошло помимо их воли, - объясняет председатель Счетной палаты Саратовской области Сергей Харченко.

Примечательно, что несмотря на многочисленные нарушения при выполнении программы со стороны чиновников, лишь несколько муниципальных служащих отделались дисциплинарными взысканиями. В отношении трех чиновников из Алгайского и Балтайского районов все же возбуждались уголовные дела, но до суда ни одно так и не дошло, все были прекращены по амнистии или в связи с истечением срока давности.

В Счетной палате региона полагают, что большинство допущенных чиновниками нарушений было вызвано не корыстными интересами, а их непрофессионализмом и желанием побыстрее отчитаться о выполнении важной социальной программы.

Между тем

Всего, по данным правоохранительных органов, в отношении саратовцев - получателей субсидии на приобретение жилья на селе было возбуждено восемь уголовных дел. Половина обвиняемых получили условные сроки наказания после того, как возместили причиненный ущерб, часть дел закрыли по амнистии.

По всем фактам необоснованных выплат, выявленных Счетной палатой, областное министерство сельского хозяйства направляло в гражданском порядке иски в суды и почти все выиграло. Более 60 судебных решений о возврате субсидий уже вступили в законную силу.

Один из немногих случаев, когда суд в удовлетворении иска отказал: пока шли проверки и судебные разбирательства, в семье родился еще один ребенок, это сделало ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Мнение

Сергей Харченко, председатель Счетной палаты Саратовской области:

- Когда мы увидели, что нарушений при предоставлении субсидий на получение жилья достаточно много, было принято постановление областного правительства, которое во многом исправило недостатки правового регулирования. Более детально стал прописан порядок формирования и утверждения списков участников программы, выдачи свидетельств на получение социальных выплат. При повторной проверке в 2016 году число таких нарушений в регионе значительно сократилось. Кроме того, многим гражданам, имеющим на иждивении детей или нетрудоспособных родителей, суды предоставляли рассрочки от года до пяти лет на погашение долга перед государством по исполнению судебных решений.

Александр Никитин, правозащитник:

- Если вины гражданина в неправомерном получении субсидии нет, получается издевательство над людьми: сначала их стараются привлечь в эту программу, а потом отбирают деньги. И это при том, что проблема закрепления специалистов на селе для нашей страны действительно стоит очень остро. Когда подобное происходит по вине чиновников, из-за их некомпетентности человек не должен нести ответственность. На мой взгляд, суды неправильно применяют в данном случае 1102 статью ГК. В дальнейшем, поскольку суд расценил ситуацию как незаконное обогащение, человек уже не сможет взыскать возмещение причиненного ему вреда.