В новосибирском электротранспорте появятся турникеты

По информации сайта госзакупок, МУП "Горэлектротранспорт" ("ГЭТ") объявило конкурс на проведение работ по организации в Новосибирске бескондукторной системы проезда. Его итоги будут подведены 16 июля этого года. Максимальная цена контракта - 40,55 миллиона рублей, работы оплатит "ГЭТ".

Полностью систему собираются ввести до 31 июля 2021-го. Она включает входной турникет-трипод, установленный около передней двери, терминалы наличной и безналичной оплаты и выходные турникеты в виде калитки близ каждой двери, кроме передней, оборудованные датчиками, которые могут разблокировать устройство только после того, как человек покинул салон. При этом оплата проезда наличными деньгами предусмотрена и через водителя, который в этом случае должен подать соответствующий сигнал терминалу.

Бескондукторную систему будут вводить в три этапа. В течение месяца, до 31 августа 2018 года, она будет задействована в общей сложности не менее 150 машино-часов, что эквивалентно работе одной единицы подвижного состава в одну смену. На втором этапе (к 31 декабря 2018-го) ею оборудуют 30 трамваев и троллейбусов (не менее 4 500 машино-часов ежемесячно), на третьем (к 31 августа 2019 года) - 100 единиц (не менее 15 000 машино-часов ежемесячно). В итоге за три года общий объем услуг, которые поставщик техники должен будет оказать МКП "ГЭТ", составит 450 000 машино-часов.

Директор МКП "Горэлектротранспорт" Константин Прокин подчеркивает, что предприятие будет оплачивать не новое оборудование, а именно услуги, которые должен представлять подрядчик в течение оговоренного контрактом срока: "Если система не будет нас устраивать, мы можем в любой момент от нее отказаться".

Эксперимент с бескондукторной системой расчета в Новосибирске уже проводили. В конце прошлого года распоряжением мэрии был установлен турникет в одном из трамваев.

Проект основан на опыте Москвы. Между тем внедрение бескондукторной системы в столице вызвало много нареканий: она увеличивает время посадки и заставляет пассажиров тратить лишнее время. Однако, по словам Владимира Кондаурова, в Новосибирске не будут повторять ошибку Москвы, где система мешала на маршрутах с большим пассажиропотоком. "Мы планируем внедрять ее как раз там, где пассажиров немного - например, на левобережье города. На оживленных маршрутах по-прежнему будут работать кондукторы", - поясняет Кондауров.

Как отмечают отраслевые эксперты, установка турникетов позволит сократить количество кондукторов и сэкономить средства фонда оплаты труда.

- Работа системы обходится на сорок процентов дешевле, - утверждает Константин Прокин. - За каждый проданный билет водитель получает свой процент. Это увеличит его зарплату.

При этом рассматривается вариант, что в часы пик в трамваях, оборудованных турникетами, будут работать кондукторы - систему на это время отключат. "Увольнять кондукторов мы не планируем, - уверяет Владимир Кондауров, - у нас и так проблема комплектования".

А вот безбилетников, утверждают сторонники проекта, не станет вовсе - благодаря турникетам число проданных билетов будет совпадать с количеством пассажиров.

Тем временем

Мэр Москвы Сергей Собянин дал поручение - отменить турникеты в наземном транспорте. Как сообщает пресс-служба столичной мэрии, это произойдет не позднее 1 сентября 2018 года. Первые турникеты в московском общественном транспорте установили в 2001-м. В течение нескольких следующих лет они появились на большинстве маршрутов Мосгортранса. Специалисты отмечают, что турникеты были эффективны в борьбе с безбилетниками, но значительно снижали скорость движения и комфорт пассажиров. К началу 2018 года стало очевидно, что недостатки системы серьезно перевешивают ее преимущества. После нескольких экспериментов правительство столицы отменило турникеты на восьмидесяти наиболее востребованных автобусных маршрутах Мосгортранса и в трамваях "Витязь-М", а с 16 июня этого года все городские трамваи перешли на бестурникетный режим работы. Как показала практика, это позволяет пассажирам сократить время в пути в среднем на пять-пятнадцать минут.