Каждый месяц в "Крымэнерго" поступает несколько сотен заявок от граждан и организаций на технологическое подключение к энергосетям. Например, в мае с предприятием соответствующий договор заключили более 380 человек. До 2014 года такого вала заявок не было, так как работы заказчики в основном выполняли самостоятельно. Когда же эту функцию передали энергоснабжающей компании, она столкнулась с дефицитом специалистов и техники.
Еще недавно "Крымэнерго" выполняло не более 100 присоединений в месяц. Остальные заявки откладывались. В итоге с 2015 года накопилось 5,5 тысячи просроченных договоров. Разгребать их своими силами предприятие, конечно, пыталось: увеличили штат рабочих со 150 до 200 человек, арендовали технику, а также перекинули специалистов с других направлений. В итоге стали делать в два раза больше присоединений и вот-вот обещают дойти до 300 в месяц. Это максимум при нынешних ресурсах, ведь в некоторых случаях приходится строить новые подстанции и сети. И если оставить все как есть, каждый год число просроченных договоров будет расти процентов на 15. Да и на других объектах, откуда специалистов временно заимствуют для подключения новых абонентов, рано или поздно тоже начнутся проблемы.
Наиболее активные очередники не выдерживают и подают жалобы антимонопольщикам. Например, Михаил Мишин заключил договор с "Крымэнерго" более года назад. По законодательству в его случае технологическое подключение должно было произойти в течение полугода. Прождав девять месяцев, он обратился в УФАС по РК. Антимонопольщики обвинили ГУП в неисполнении своих обязанностей и оштрафовали его на 100 тысяч рублей. Дом Дмитрия Кудряшова организация не подключала к сетям, понуждая произвести работы, которые он, по данным антимонопольщиков, выполнять не обязан. УФАС письменно напомнило ГУПу, что "строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, установка устройств регулирования напряжения - обязательство сетевой организации, а не заявителя", и наложило штраф. И таких штрафов, которые могут достигать 500 тысяч рублей, у "Крымэнерго" набрался уже не один миллион.
Минтопэнерго РК, в ведении которого находится ГУП, попросило помощи у руководства республики. Решать проблему можно двумя способами. Первый - привлекая подрядчиков со стороны. Именно так когда-то поступили в Ленинградской области, столкнувшись с аналогичной проблемой. Но в "Крымэнерго" говорят, что на закупку услуг подрядчиков уходит слишком много времени, и это, кстати, одна из причин срыва сроков. Потому на аутсорсинг планируется отдавать лишь самые сложные объекты, а в большинстве случаев ГУП хочет выполнять подключения своими силами. Это и есть второй способ.
- Необходимо формировать дополнительные бригады, увеличить штат работников на 200 человек, - говорит министр топлива и энергетики РК Вадим Белик. - Также для присоединения силами "Крымэнерго" нужно дополнительно около 90 единиц техники. Ее можно приобрести или взять в аренду. Тогда мы сможем осуществлять от 800 до 1000 техприсоединений в месяц.
Министр обещает справиться с задачей к началу 2019 года. Но удастся ли это - еще вопрос. Пока в Совмине Крыма создали очередную рабочую группу, которая подготовит конкретные предложения для улучшения ситуации.
Кстати
Больше всего новых потребителей подключается к энергосетям в Симферополе и Симферопольском районе, на Южном берегу Крыма, в Евпатории и Сакском районе.
Контакты
Горячии линии по вопросам электроснабжения, технологических присоединений и электросетей: министерство топлива и энергетики РК: (3652) 544-214. ГУП РК "Крымэнерго": 8 800 50-60-007.
УФАС по РК: Симферополь, улица Александра Невского, 1. Телефон: (3652) 544-638. E-mail: to82@fas.gov.ru Сайт: krym.fas.gov.ru