Рост аптечных сетей привел к подорожанию лекарств

Количество аптечных организаций в России может быть существенно сокращено. Это следует из Стратегии развития фармацевтической промышленности России до 2030 года, подготовленной Минпромторгом России.

Авторы стратегии отмечают, что рост аптечных сетей в последние десять лет привел не к снижению стоимости лекарств и увеличению их доступности для населения, а к обратному результату.

"Происходит последовательная консолидация аптечных сетей, цены на все значимые виды продукции растут из-за конкуренции между аптечными сетями в погоне за бонусами от производителей", - подчеркивает документ. И уточняет: многолетняя практика показывает избыточное появление аптек в местах с высокой покупательской способностью и потоком и недостаточное в местах с низкой плотностью населения, что формирует территориальную лекарственную недоступность.

Кандидат медицинских наук, фармаколог Орест Ибрагимов подчеркивает, что регулирование аптечных сетей необходимо. Но возможно, уточняет он, не по конкретному их размещению, а по маркетинговой политике. "Сейчас на фармрынке сложилась довольно интересная ситуация, - объясняет эксперт. - Возьмем препарат в тысячу рублей. Из чего складывается его стоимость? Из закупочной цены и аптечной наценки. Последняя будет составлять 300-400 рублей". Плюс к этому, уточняет Орест Ибрагимов, существует такая практика, как заключения маркетинговых договоров. То есть аптеки закупают лекарства у тех производителей, которые готовы дать им бонусы. Ну а производители тоже не хотят снижать цены на свои лекарства, особенно дорогостоящие. И они постепенно начинают повышать свои закупочные цены.

"И в результате где-то через год для потребителя препарат, который стоил тысячу рублей, будет обходиться уже в полторы тысячи", - резюмирует фармаколог.

Другое мнение у бизнеса (и это понятно!). Как заявил "РГ" гендиректор DSM Group Сергей Шуляк, все это - попытки госрегулирования процесса размещения аптек. "Рынок сам все отрегулирует, - подчеркивает Шуляк. - Сейчас кредиты даются с большим трудом, дистрибьютеры отпускают товары под банковские гарантии, с введениям онлайн-касс от всех продаж идет отчисление налогов. Так что время быстрых денег в фарминдустрии закончилось".

Стратегии Минпромторга предстоит пройти обсуждение. Уже понятно, что споры будут жаркими. Хочется верить, они помогут найти золотую середину: и рост цен снизить, и фармбизнес сохранить.