В Москве презентовали проект музея Давида Боровского

В доме, котором последние два года жизни работал театральный художник Давид Боровский, состоялась презентация нового музейного пространства. Автором проекта стал сын Давида Львовича, сценограф Александр Боровский. Генеральный директор Театрального музея им. А.А. Бахрушина Дмитрий Родионов идею поддержал.

Макет включает в себя большую выставочную зону, которую будет разделять настоящий двигающийся шерстяной занавес из постановки "Гамлет", библиотеку Давида Львовича, а также макетную мастерскую. В основном зале будут также проходить выставки других художников - эта часть экспозиции будет называться "В гостях у Давида". 

Впервые вопрос о создании музея поставили в 2007 году, после продолжительных переговоров с правительством Москвы и подготовительных работ. 2 июля 2012 года, в день рождения Давида Боровского, творческая мастерская была открыта для посетителей. За это время музей пополнился уникальными экспонатами, в том числе и личными вещами художника.   

Музей планируют сделать новой площадкой для сотрудничества, вдохновения и поиска идей для всех работающих в театре.

В следующем году, к 85-летию Боровского, организаторы планируют закончить творческий проект. 

Российский сценограф, художник и писатель Сергей Бархин советует: "Смотрите макеты Боровского внимательно. Это последняя и яркая возможность понять, как создается спектакль".

Погружаясь в мир сценографии Боровского, начинаешь понимать, что Давид Львович - не просто художник, это душа каждой постановки, созданной с его участием. 

Поражает, насколько просты и одновременно философски наполнены его сценографические решения. После смерти Владимира Высоцкого Юрий Любимов создает спектакль посвященный актеру - "Владимир Высоцкий". Декорация этой постановки заслуживает особого внимания, настолько она метафорична.

Боровский переносит зрительный зал на сцену - подвешенные стулья накрыты белым полотном, как будто белым саваном. Зал пуст. Высоцкого не стало. Но даже здесь не обходится без движения - конструкция с сидениями принимает разные положения, а во время песни Высоцкого "Идет охота на волков", стулья, находящиеся в движении, начинают хлопать крышками, создавая при этом дополнительный звуковой эффект. 

Боровский, как никто другой, любил жизнь во всех ее проявлениях. От того и все его декорации подвижны, не статичны.

Наверняка поэтому один из самых известных сценографических элементов -  шерстяной занавес из спектакля "Гамлет" с Владимиром Высоцким, постоянно покачиваясь,  будто затмевал актеров на сцене, на что Любимов на одной из репетиций сурово сказал: "Вы рядом с занавесом менее живые, чем он! Действуйте более смело, размашисто, ходите в его ритме, а то получится, что актеры в "Гамлете" - приложение к этому мощному типу".

Давид Львович творил не поверхностно, а осмысленно, одухотворенно и преданно. Когда месяцами искал нужный шкаф для постановки "Дни Турбиных", бродил по мебельным магазинам и заглядывал в окна, в надежде найти тот самый, пахнущий шоколадом, необходимый и идеальный в его представлении шкаф Алексея Турбина. Ходил по разрушенным домам и собирал части старого дубового паркета для макета "Катерины Измайловой".  

Пожалуй, главный экспонат выставки - душа. Она повсюду, в каждом макете, в каждой вещи на рабочем столе, в каждом макетном человечке. Таков Боровский - душа во всем.