Весной текущего года в рамках крупнейшего российского транспортно-логистического форума TransRussia были обозначены основные сложности взаимодействия грузовладельцев и перевозчиков. Руководитель программы MBA "Стратегическая логистика" бизнес-школы МИРБИС Вячеслав Белобжецкий перечислил претензии первых ко вторым: несоответствие цены и качества услуг, низкая квалификация персонала, отсутствие единства интересов с заказчиком, а также общая ориентированность рынка на крупных заказчиков - соответственное невнимание к мелким и средним клиентам - и даже… необязательность водителей. Что как минимум странно для настолько высококонкурентного рынка. Как полагают эксперты, не случайно в данном контексте идет отсылка именно к "перевозчикам", а не к транспортно-логистическим компаниям - до сих пор почти 50 процентов рынка грузоперевозок в России находится в тени.
Меры государства по обелению рынка и набирающая темпы цифровизация отрасли в перспективе 3-5 лет вынудят нелегалов грузоперевозок уйти с рынка. А сейчас у клиента есть альтернатива: сэкономить немного денег и рискнуть порчей груза и/или срывом срока доставки или получить цивилизованную услугу в срок, с грузом в целости и сохранности. Насчет экономии в ряде случаев вопрос спорный: если машина не загружена на обратный рейс, то заказчик перевозки оплатит прогон транспорта в оба конца.
Текущий тренд белого рынка состоит в возрастающей роли интернет-торговли - причем не только с площадок интернет-магазинов, но и через социальные сети или специализированные ресурсы вроде Avito. Кстати, по темпам роста сделок в интернете Уральский федеральный округ по итогам 2017 года показал самые высокие в стране результаты: прирост онлайн-ритейла составил 33,8 процента (данные исследования Ассоциации компаний интернет-торговли).
"Развитие электронной торговли привело к тому, что покупатель хочет получить товар быстро - 1-2 дня - или очень быстро (в течение нескольких часов или раньше, особенно если речь идет о еде)", - говорит Андрей Лукашевич, управляющий директор Delivery Club.
Эта тенденция будет усиливаться - поколение, выросшее в онлайн, во-первых, привыкло делать через смартфон все, что возможно, а во-вторых, соцсети и мессенджеры приучили их к немедленному отклику на обозначенную потребность.
Согласно исследованию Data Insight, объем рынка транспортных услуг (кроме пассажирских перевозок и курьерских поручений) составляет 940 миллиардов рублей в год. Это 370 миллионов заказов и 17 процентов выручки в сфере услуг. Средняя стоимость заказа - 2 000 рублей.
Все указанные тренды приводят к тому, что грузоотправители оптимизируют затраты на логистику и ориентируются на работу под заказ, что в свою очередь ведет к уменьшению среднего размера отправки и росту спроса на сжатые сроки доставки. Как следствие, транспортные компании пересматривают тарифы и дифференцируют их в зависимости от характера груза, оптимизируют маршруты для обеспечения большей скорости. Но это под силу только "белым" перевозчикам, обладающим как платформенными решениями, так и возможностью инвестировать в сеть терминалов.
"Уральский федеральный округ динамично развивается в области грузоперевозок, и мы за последний год открыли 9 филиалов. Сейчас у нас 29 складов в 23-х городах УрФО, - говорит советник по развитию ГК "Деловые Линии" Андрей Воленко. - Это позволяет нам выдерживать сроки доставки даже по самым сложным маршрутам, которые, согласно нашей статистике, соблюдаются в 99 процентов случаев. Увеличено количество рейсов при доставке от и до адреса в ряд населенных пунктов Урала, где нет терминалов "Деловых Линий". Применительно к внутрирегиональным перевозкам возможна доставка уже на следующий день - хоть на склад, хоть до двери".
Однако в целом коммерческие перевозки пойдут по тем же путям развития, что и сектор пассажирских перевозок - на подходе "уберизация" грузоперевозок, что окончательно поставит крест на теневом бизнесе - и потребитель от этого только выиграет.