В Татарстане эту пока еще экзотическую машину называют ШАТЛ - по первым буквам проекта "Широко адаптивная транспортная логистика". Электробус предназначен для дорог с твердым покрытием и способен развивать скорость до 110 км в час. Для движения использует данные цифровых карт, систем навигации и органов технического зрения. Он сам распознает объекты и выстраивает маршрут, а его главными достоинствами специалисты называют высокую эксплуатационную эффективность, экологичность и бесшумное движение.
По словам заместителя гендиректора "КАМАЗа" по развитию Ирека Гумерова, в электробусе, подключенном к сети 5G, сошлись все тренды и технологии автомобилестроения. Его основу составляет универсальная электрическая платформа, на которой "можно создать целую гамму беспилотников разного назначения и разного скоростного режима". Это лишь одна из уникальных моделей беспилотной техники, над которыми сейчас активно работают специалисты компании "КАМАЗ" в рамках развития интеллектуальных транспортных систем.
Ставку на "умные" машины, города, производство и технологии республика сделала несколько лет назад, когда запустила проект "Электронный Татарстан", переведя общение чиновников с гражданами в виртуальную реальность. Сегодня это один из наиболее продвинутых российских регионов в части разработки и внедрения информационных систем во всех сферах экономики.
- Татарстан находится на новом этапе развития и, можно сказать, переживает "цифровую революцию", - говорит вице-премьер - министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов. - Цифровизация затронет все сферы жизнедеятельности, в различных секторах экономики в той или иной степени могут быть использованы принципы цифровых преобразований.
Если раньше в регионе активно развивались и продолжают развиваться преимущественно электронные услуги, то теперь акценты смещаются в сторону производства. Цифровую трансформацию, которая поможет перейти на новую технологическую платформу Индустрия 4.0, переживают сегодня многие предприятия. Одной из первых пилотных площадок стала Казанская ТЭЦ-3, где завершились комплексная модернизация и ввод нового энергоблока.
Создание единой информационной среды на Казанском вертолетном заводе позволило сократить срок постановки в производство новой техники и приблизить стоимость индивидуальных заказов к цене серийных. Это хорошо видно на примере нового продукта - модернизированного варианта вертолета "Ансат" с гидромеханической системой управления. Всего за три года предприятие получило семь сертификатов одобрения главного изменения конструкции. Как результат - интерес к "Ансату" вырос не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Активно внедряют информационные технологии, в том числе искусственный интеллект и роботизацию, и нефтяники. В частности, к 2021 году "Татнефть", у которой насчитывается 22 тысячи скважин, планирует завершить начатую в 2009 году работу по созданию "цифровых двойников" всех месторождений. По словам специалистов, с помощью таких постоянно действующих геолого-гидродинамических 3D-моделей можно прогнозировать различные варианты нефтеразработки объектов, в том числе и трудно извлекаемых запасов нефти в соответствии с заданными алгоритмами и визуализацией различных параметров продуктивного пласта.
Курс на цифровизацию всех отраслей экономики обозначен в стратегии социально-экономического развития республики до 2030 года. От внедрения таких прорывных технологий, как искусственный интеллект, большие данные и блокчейн, во многом зависит конкурентоспособность и эффективность и различных предприятий, и региона в целом.
Однако развитие ИТ-отрасли невозможно без подготовки квалифицированных кадров, дефицит которых ощущается сегодня во всей стране.
- Цифровая экономика требует установления прочной связи между сферой образования и индустрией, - заявляет президент РТ Рустам Минниханов. - В Татарстане это выражается в грантовой поддержке студентов востребованных специальностей со стороны предприятий. На такой же основе происходит и обучение в Университете Иннополис.
По мнению главы региона, большую роль в подготовке кадров играют созданные в России межрегиональные центры компетенций, один из которых работает на базе Казанского техникума информационных технологий. Изменить ситуацию с дефицитом ИТ-специалистов, причем не только в регионе, призван Иннополис, где расположены ИТ-университет и особая экономическая зона для ИТ-компаний.
Там можно не только получить качественное образование, но и реализоваться профессионально, не отвлекаясь на бытовые трудности. В "умном" городе созданы комфортные условия для проживания. Предполагается, что Иннополис поможет изменить направленность трудовой миграции и решить проблему кадрового голода в ИТ-отрасли как в Татарстане, так и в стране в целом.