Жемчуг - единственный драгоценный камень, который прекрасен сам по себе: в украшениях его используют без какой-либо дополнительной обработки. Происхождение этой драгоценности окутано легендами. Например, древние греки считали, что жемчуг - слезы морской нимфы, а древние славяне - что застывшее отражение молнии в глазах моллюска. Китайцы верили, что это окаменевший в воде лунный свет. С древних времен загадочный камень считался сокровищем.
По словам Юбера Бари, в Катаре, где население раньше было бедным, жемчуг, скорее, использовался как валюта. Ловля жемчуга перестала приносить населению прибыль с тех пор, как в Катаре нашли нефть и народный промысел отошел на дальний план. На выставке, кстати, представлен макет лодки ловцов жемчуга по индийскому образцу. Зачастую на ней находились 40 человек: 20 ловцов и 20 помощников.
Жемчуг - лишь реакция раковины на попавший в нее инородный предмет. Например, подобным раздражителем может быть червячок, который повреждает эпителиальный слой мантии устрицы. Современные рентгеновские технологии позволяют сделать снимки раковины, которые демонстрируют скелет попавшего внутрь организма и процесс развития жемчужины, которая, кстати, обладает цветом раковины: от белого до почти черного, исключительно редкого. Чисто белый, без желтоватого оттенка, жемчуг найти не менее трудно. И ценится он тоже выше остальных. Например, на выставке представлено ожерелье из пяти ослепительно белых жемчужных нитей. На производство такого украшения необходимо минимум 50 тысяч жемчужин в одной коробке, чтобы сделать идеальную симметрию.
На формирование одной жемчужины, которая по размеру будет сопоставима хотя бы с песчинкой, уходит минимум год. "Бывает, что в ресторанах подают раковины, но что-то скрипит на зубах. Мы жалуемся, что это плохо промытые моллюски, но нет. Это жемчуг, который только-только начал зарождаться внутри", - рассказал Бари.
Не всегда жемчужина бывает правильной формы: встречаются и другие, как, например, "Брошь в форме фигуры карнавала" (XVII век, Италия). "Кулон в форме льва" также представляет собой жемчужины не идеальной сферической формы. Оба экспоната выставляются впервые.
Один из любопытных экспонатов - диадема, принадлежавшая Ханне де Ротшильд, которая была самой состоятельной женщиной Британии и супругой графа Розбери, сорок восьмого премьер-министра Великобритании. Ее свадебная диадема украшена крупными жемчужинами, бриллиантами и "всем, чем можно". На выставке также представлены брошь, дизайном которой занимался Сальвадор Дали, а изготовлением - его друг ювелир Генрик Кастон, великолепная тиара эрцгерцогини Марии Валерии Австрийской, серьги и кольцо Элизабет Тейлор с жемчужиной диаметром 14,5 мм. Все экспонаты выставлены в специальных шкафах-сейфах конца XIX века, привезенных из Индонезии специально для этой выставки.
На вопросы журналистов, сколько стоит та или иная драгоценность, Юбер Бари отшутился, что не вправе разглашать эту информацию "иначе вы расскажете о стоимости представителям мафии, и к вечеру этих украшений здесь не будет".
Кстати
Эта экспозиция - одно из культурных событий на территории нашей страны, запланированных в рамках года культуры Катара и России. Всего их ожидается 42: в Москве, Санкт-Петербурге и Казани, - представители Катара познакомят нас со своей глубокой и древней культурой, а мы, в свою очередь, расскажем катарцам о своей. На торжественном открытии выставки присутствовали директор ГИМ Алексей Левыкин, посол государства Катар в РФ Фахад Мухаммед аль-Аттыйя, директор по общественным и международным связям Музеев Катара Мохаммед Насер аль-Отман и председатель правления Всемирного Алмазного Музея Алекс Попов.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"