Напомним, что в конце 80-х - начале 90-х в Польше, как и в России, орудовали многочисленные банды и мафиозные кланы. Подобно российским Солнцевской, Ореховской, Курганской ОПГ, в соседнем государстве свои порядки наводили польские - Прушковская или, скажем, Мокотовская - мафии. Причем, по данным польских СМИ, Прушковская мафия на пике своего криминального могущества насчитывала две тысячи членов, и это при том, что жителей в городе Прушков было всего 50 тысяч.
Возникновение этих банд стало возможным из-за того, что при переходе Польши на рыночную экономику не были осуществлены необходимые изменения в работе спецслужб. В органах охраны правопорядка не только не были созданы подразделения, специализирующиеся на борьбе с организованной преступностью, в том числе экономической, но и не хватало элементарного технического оборудования. В частности, у полиции не было современных скоростных автомобилей, средств связи, компьютеров. О коррупции в правоохранительных органах в те времена знали все.
К началу 2000-х годов были созданы все условия для того, чтобы полиция могла работать в новых условиях. После многочисленных громких судебных процессов мафиози оказались "в местах, не столь отдаленных". Их сроки заключения заканчиваются в ближайшие три года.
Марек Дыяш, бывший руководитель уголовного управления польской полиции, считает, что правоохранители должны заново учиться переманивать на свою сторону членов самых могущественных бандформирований, которые сотрудничали бы с органами. "Я переживаю, что у нас резко сократилось число источников информации. Это то, чем нужно озаботиться в первую очередь", - сетует он в интервью телеканалу TVN24. Его коллега Ян Фабианчик уверен: "Бывшие члены банд не в состоянии делать ничего другого, кроме того, чем они занимались до ареста. Они остановились в развитии на 2000-х. Выйдут и все начнут по новой". Фабианчик считает, что это будет "черный период" для польской полиции.
И вот свежее подтверждение: в конце июня во Вроцлаве и окрестностях была задержана группа людей, пытавшихся взять под свой контроль криминальный рынок Нижней Силезии. В их квартирах, по информации, опубликованной на сайте следственного управления, были обнаружены амфетамин, кокаин, экстази, марихуана, а также огнестрельное оружие и кастеты. "Они вели себя как преступники, которые участвовали в организованных группировках в 90-е годы", - говорит пресс-секретарь центрального следственного управления Ивона Юркевич.
На вопрос, готова ли сегодняшняя полиция бороться с этим видом преступности, Марек Дыяш уклончиво отвечает: "Это хороший вопрос. Надеюсь, что да".