Вечером 26 июня в костромском райцентре Мантурово произошло ЧП: обрушилась часть стены четырехэтажного общежития на улице Больничной. Лишь по счастливой случайности никто из 25 жильцов не пострадал. Приехавшая на место комиссия приняла решение расселить здание.
В начале июля аналогичное ЧП случилось в многоквартирном доме на улице Сплавщиков в Костроме: прямо на кровать пенсионерки, недавно справившей новоселье в квартире на верхнем этаже, рухнул потолок - вместе с прогнившими балками протекающей кровли. От неминуемой гибели женщину спасло то, что в момент обрушения она вышла из спальни на кухню.
В управляющей компании, обслуживающей дом, своей вины не признали, заявив, что произошедшее - несчастный случай и об аварийном состоянии кровли они якобы не догадывались. Жильцы возразили, что на самом деле о проблемах с крышей коммунальщикам было известно давно: гниющие балки были даже накрыты полиэтиленом. Однако до ремонта старого здания руки у обслуживающей организации почему-то никак не доходили. К ремонту аварийной кровли рабочие приступили лишь после ЧП.
Среди управляющих компаний существует конкуренция за право управления новыми, только что сданными в эксплуатацию домами. Обслуживать такие здания очень выгодно, поскольку они находятся на пятилетней гарантии застройщиков. Благодаря этому на счетах новых многоэтажек, как правило, накапливаются неизрасходованные средства, которые жильцы по решению общего собрания собственников могут направить на дополнительное благоустройство, установку систем видеонаблюдения и другие нужды.
А вот в старом фонде затраты на обслуживание жилья значительно выше. Установленных властями нормативов часто не хватает на оплату текущего ремонта. Брать в управление убыточные "дома-ветераны" частные управляющие компании не хотят, поэтому городу приходится заниматься проблемным фондом самостоятельно, силами муниципальной организации.
Иногда борьба управляющих компаний за новые прибыльные дома приобретает весьма странные формы. В прошлом году на общем собрании жители новостройки на улице Энгельса решили, что домом будет управлять ТСЖ. Они наняли уборщицу, дворника и необходимый технический персонал, который приступил к работе. Однако предложенная мэрией управляющая компания, от услуг которой жители официально отказались, упорно требовала передать ей техническую документацию для обслуживания здания.
Вопреки желанию жильцов сотрудники УК, вооруженные тряпками и канистрами с водой, самовольно проникали в подъезды и под видеозапись "производили уборку мест общего пользования", пытаясь таким образом в суде доказать факт "текущего обслуживания" дома и взыскать за свою "работу" дополнительные деньги с жильцов.
После неоднократных жалоб собственников в государственную жилищную инспекцию (ГЖИ) надзорный орган издал приказ об исключении новостройки из реестра зданий, находящихся на обслуживании управляющих компаний. На основании приказа ГЖИ суд вынес решение, что управляющая компания не имеет права требовать ни документы на дом, ни деньги жильцов, поскольку фактическим обслуживанием дома занимается ТСЖ. На судебную тяжбу у жителей ушел целый год.
Впрочем, иногда проблемы возникают не только у клиентов управляющих компаний. Так, у жителей многоэтажки на улице Советской в Костроме сложилась конфликтная ситуация с руководителем ТСЖ.
- Поначалу мы были довольны его работой, но потом начали происходить странные вещи: качество обслуживания ухудшилось, а председатель ТСЖ перестал должным образом выполнять свои обязанности, отчитываться о проделанной работе и потраченных со счета дома средствах, - рассказал "РГ" житель дома Игорь Кудрявцев.
Жители исправно перечисляли ТСЖ платежи, но у них почему-то начали копиться долги за энергоресурсы.
- Никакие увещевания на председателя ТСЖ не действовали, - пояснил один из жильцов дома. - Он мешал проводить собрания жильцов о его отрешении от должности, срывал объявления. Добиться смены руководства ТСЖ и получить необходимые документы нам удалось только через суд, который длился почти два года. Сейчас мы, потратив на борьбу много сил, времени, нервов и денег, перешли на обслуживание в управляющую компанию. Она о работе пока отчитывается.
По данным надзорных ведомств, жалобы на качество услуг ЖКХ традиционно занимают одно из первых мест в общем потоке обращений жителей.
На сайте костромской мэрии размещен рейтинг управляющих компаний, где отражены различные аспекты их работы. Львиная доля жалоб приходится на три крупнейшие фирмы, в управлении которых находится около половины всего жилого фонда города. Некоторые коммунальные организации устраняют свои огрехи добровольно, однако добиться выполнения значительной доли работ жильцам удается только через суд. Как правило, это происходит уже после наступления несчастных случаев, спровоцированных некачественной работой коммунальщиков.
Сейчас в производстве одного только Арбитражного суда Костромской области находится 2262 дела с участием управляющих компаний. Значительное количество аналогичных споров накопилось и в судах общей юрисдикции.
В мае этого года управляющая компания была вынуждена выплатить 120 тысяч рублей женщине, на голову которой с крыши дома на улице Советской в Костроме упал кусок льда. Пострадавшая получила сотрясение мозга и травму позвоночника. Суд установил, что причиной ЧП стала некачественная работа коммунальщиков, которые вовремя не убирали снег с крыши.
Несколько месяцев назад Свердловский районный суд Костромы взыскал с одной из городских управляющих компаний 70 тысяч рублей в пользу владельца квартиры на верхнем этаже дома - после протечки крыши. Несмотря на неоднократные обращения и жалобы жильцов, коммунальщики не спешили латать дыры в кровле. Во время ливня через образовавшуюся щель в квартиру костромича хлынул поток воды, который испортил потолок и обои. Устранить проблему добровольно коммунальщики отказались. После обращения жителя в суд им пришлось компенсировать заявителю все убытки и выплатить солидный штраф. Кроме этого, суд обязал компанию провести в доме необходимый ремонт. А в Заволжском районе Костромы суд взыскал с управляющей компании в пользу женщины, пострадавшей от протечки, уже 110 тысяч рублей: ущерб оказался более значительным.
Жительнице улицы Свердлова в Костроме пришлось обратиться в суд после того, как она поскользнулась на улице и сломала руку и ногу. С управляющей компании, в ведении которой находился обледенелый тротуар, пенсионерка потребовала полмиллиона рублей: компенсацию морального вреда, возмещение стоимости лечения и оплату услуг адвоката. Суд по делу еще не закончился, однако сосед костромички, упавший во время выноса мусора и сломавший ногу на обледеневшей контейнерной площадке, уже отсудил у нерадивых коммунальщиков 375 тысяч рублей.
Жители улицы Гагарина уличили сотрудников управляющей организации в том, что те без ведома собственников списали со счета дома 225 тысяч рублей на уплату штрафа. Его жилищная инспекция выписала коммунальщикам за плохое обслуживание здания, балконы которого без своевременного ухода пришли в аварийное состояние. Оплатить свой штраф в управляющей компании решили из кармана жильцов. В ближайшее время в конфликте предстоит разбираться суду.
Жильцы особняка постройки начала прошлого века, из стены которого на тротуар начали выпадать кирпичи, только через суд смогли добиться от управляющей компании проведения ремонта. Без судебного решения коммунальщики отказывались добровольно приводить в порядок дом - мол, слишком дорого. Однако жители смогли доказать, что платежи вносят исправно, поэтому на коммунальщиков, взявших дом в управление, возложили обязанность восстановить стену.
По данным Костромской областной думы, только в 2017 году жильцы более 390 многоквартирных домов на территории региона выбрали новую управляющую компанию или изменили способ управления. Основной причиной смены управляющей компании стало ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Однако долгое время переход от одной управляющей компании к другой был чреват для жителей большими материальными потерями. Так, в прошлом году три многоквартирных дома в городе Галиче решили поменять УК. На тот момент на счетах у двух домов по графе "текущий ремонт" накопилось около 100 тысяч рублей, у третьего - около 30 тысяч. Однако при отказе от услуг нерадивой УК выяснилось, что собранные с жильцов деньги, полностью не истраченные на содержание и текущий ремонт их жилья, автоматически не переходят в другую компанию из-за пробела в законодательстве.
- Получается, что управляющая компания как бы присваивает себе деньги, которые не освоила по программе текущего ремонта. А граждане вынуждены обращаться в суды. Поэтому мы решили обратиться в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства с предложением проработать вопрос и детализировать его, - рассказал депутат Костромской областной думы Александр Плюснин.
Депутаты Костромской областной думы обратились в минстрой с просьбой помочь жителям многоквартирных домов сохранить накопленные на счетах деньги при переходе обслуживания от одной управляющей компании к другой.
Справка "РГ"
По данным Государственной жилищной инспекции Костромской области, за первый квартал 2018 года в инспекцию поступило 1470 обращений граждан, 628 из них касаются вопросов ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, 182 обращения - проблемы предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, 319 - проведения расчетов за жилищно-коммунальные услуги. По жалобам жителей инспекторы провели 291 проверку. Во время рейдов специалисты обследовали 884,14 тысячи квадратных метров жилья, выявив 484 нарушения, в том числе 233 нарушения правил технической эксплуатации и ремонта жилищного фонда и 20 нарушений порядка предоставления коммунальных услуг. По результатам рассмотрения административных протоколов 39 нарушителей были оштрафованы на 2,7 миллиона рублей, 10 получили предупреждения.