Музей хрусталя во Владимире лишился экспоната из-за благоустройства

Во время реконструкции Театральной площади пострадали экспонаты Государственного музейного фонда России. Кто виноват и чем чреваты подобные работы, разбиралась корреспондент "РГ".

Успеть до осени

О том, что их ждет неожиданный подарок - красивый цветомузыкальный фонтан в центре города, владимирцы узнали еще в прошлом году. Он станет главным элементом обновленной Театральной площади и привлечет сюда еще больше туристов. Фонтан станет подарком городу от крупного банка, благодаря финансовой поддержке которого недавно радикально преобразился старинный Патриарший сад, став одним из самых достопримечательных мест столицы области. В роли заказчика выступил специально созданный банком и зарегистрированный во Владимирской области благотворительный фонд. Контроль за ходом строительных работ взяло на себя ГБУ "Облстройзаказчик".

Весной дело сдвинулось с места. У старообрядческой Троицкой церкви, в которой расположен Музей хрусталя, появилась буровая техника, с помощью которой специалисты начали брать пробы грунта. Затем строительная компания завезла на Театральную площадь материал для установки забора и бытовки.

Все работы надо было провести в максимально сжатые сроки. Ведь фонтан на реконструированной площади должен открыться к 1 сентября. И вскоре владимирские археологи начали здесь раскопки. Выдающихся находок, по оценке руководителя археологических работ Вячеслава Барышникова, на месте будущего фонтана найти не удалось.

Осколки экспоната

Во время земляных работ на возведении фонтана с верхней полки в Музее хрусталя упала ваза работы известного гусевского мастера Владимира Корнеева и разбилась вдребезги. ЧП, произошедшее воскресным июньским утром, буквально поминутно описала в своей докладной записке смотритель музея. Как только с пульта охраны сообщили о срабатывании сигнализации, она пошла в зал и при обходе увидела, что один из экспонатов декоративной композиции "Орхидея" упал со второго яруса на нижний, полностью разбился и при этом опрокинул вазу "Майская" и блюдо "Акварель".

В этот момент на стройке заработала техника, раздался грохот, и началась сильная вибрация. Присутствующие увидели, как экспонаты буквально заходили ходуном, сдвинулись с места композиция "Листья", "Утес", "Лагуна", несколько рюмок, от стены отвалилось зеркало. Одна из сотрудниц выбежала на крыльцо и потребовала от строителей прекратить работу до прибытия музейного руководства.

Как отмечали приехавшие на вызов сотрудники Владимиро-Суздальского музея-заповедника, во время осмотра экспозиции Музея хрусталя работы на Театральной площади продолжались. А они увидели, что хрустальные экспонаты съехали со своих мест в витринах, а некоторым до падения на пол оставались буквально миллиметры.

В музее хранится уникальная коллекция хрусталя ХVIII-ХХ веков, которой могли бы позавидовать многие собрания. Чтобы предотвратить дальнейшие утраты, руководство решило закрыть экспозицию для посетителей, а остальные экспонаты - их более 400 - перенести в безопасное место.

Ущерб от утраты вазы, являющейся частью композиции "Орхидея" из восьми предметов, музейная комиссия оценила в 150 тысяч рублей. Но он, не сомневаются здесь, мог быть многократно большим.

- Счастье, что наши смотрители приходят задолго до открытия экспозиции, - отмечает генеральный директор ВМСЗ Игорь Конышев. - Если бы пришли позднее, то могли бы увидеть груды разбитого хрусталя.

Ущерб может быть нанесен не только музейным экспонатам, но и ценнейшим памятникам архитектуры

Утрата предмета Государственного музейного фонда Российской Федерации - это прямой ущерб. А есть и косвенный - экспозиции "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка" и салону-магазину "Владимирский Шик", закрытым в разгар туристического сезона. Его еще предстоит подсчитать.
- А можно ли было избежать этого ЧП? - вопрос гендиректору ВМСЗ.

- Можно! - уверенно отвечает он. - Мы не даем разрешение на проведение таких работ, но нас должны были проинформировать о них хотя бы за неделю. Ни заказчики, ни подрядчики этого не сделали. И отсутствие информации не позволило сохранить предмет Государственного музейного фонда.

Проблема, считает Конышев, не только в музейных ценностях, но и в сохранности памятников архитектуры, которым мог быть нанесен ущерб.

- Мы балансодержатели Троицкой церкви и Золотых ворот на правах оперативного управления, - продолжает гендиректор федерального музея. - И хотя стройка проходит на границе зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, памятника ЮНЕСКО "Золотые ворота" XII века, даже после случившегося мы не имеем информации, как долго строители будут забивать сваи. Памятник и без того покрыт трещинами и нуждается в реконструкции. И эти работы могут нанести ему вред. Необходима экспертиза для выявления скрытых повреждений и других последствий вибрации на этих объектах. Но у нас в музее таких экспертов нет.

Виноват булыжник?

Вибрация, от которой затряслись музейные полки и стены, возникла во время вбивания в землю так называемых шпунтов Ларсена. Как пишут в учебниках о способах монтажа этого шпунта, "производство работ рядом с существующими ветхими зданиями ведется с особой осторожностью, производятся наблюдения за появлением или раскрытием имеющихся трещин". Соблюдали ли эти правила строители?

- Всего на глубину шести метров было вбито 40 шпунтов, - рассказал директор областного департамента строительства и архитектуры Дмитрий Золин. - Сильная вибрация появилась при погружении третьего шпунта - ни до, ни после ее не было. Видимо, на отметке пять метров шпунт наткнулся на булыжник или на суглинок. Это нелепая случайность.

Директор департамента уверен, что никакого вреда памятникам не нанесено. А ведь произошедшее лишь подтверждает, как опасно недооценить любые "мелочи", затевая строительство вблизи исторических объектов.

Эксперт и троллейбусы

- Такого рода проекты, связанные с грунтовыми работами и водой, должны шире обсуждаться, ведь неизвестно, какие могут быть последствия через пять-десять лет: передвижение грунта, изменение потоков подземных вод, - считает известный реставратор Александр Скворцов. - Надо было усиливать экспертизу и контроль, учитывать и нагрузку на Театральную площадь. Золотые ворота - особо ценный объект культурного наследия. Последние десятилетия специалисты говорят о тяжелом состоянии фундамента: он неустойчив, камни вываливаются. Не случайно в послевоенные годы на этом месте московские архитекторы планировали построить огромный административный центр Владимира, но в результате отказались от идеи. В том числе и из-за проблем с устойчивостью фундамента.

- Выводы о вреде памятникам преждевременны, - комментирует ситуацию юрист Госинспекции по охране объектов культурного наследия администрации Владимирской области Александр Куликов. - Ждем подтверждения от музея - и будем разбираться. Сотрудники инспекции осматривали Троицкую церковь и визуальных повреждений не обнаружили. Маячки, которые ранее устанавливались на здании, никуда не сдвинулись.

Роль региональной инспекции в охране Золотых ворот весьма формальна: ее полномочия распространяются только на памятники регионального значения. Что касается чиновников, то они уже вооружились заключением экспертизы, проведенной сразу после ЧП. Как следует из материалов, вредного влияния вибрации на Музей хрусталя и Золотые ворота не найдено. "Воздействие на экспонаты Музея хрусталя произошло вследствие передачи динамического воздействия от погружаемого шпунта через теплоноситель (воду) городских сетей теплоснабжения, проходящих через Театральную площадь и входящих в здание музея с южной стороны и жестко закрепленных с надподвальным перекрытием", - сказано в заключении. Эксперт рекомендует для уменьшения динамического воздействия слить теплоноситель из инженерных сетей или прокопать траншею, отделяющую строительную площадку от здания Музея хрусталя.

И уж совсем странно и неубедительно звучит такой вывод: "Влияние производства работ по погружению шпунта на Золотые ворота сопоставимо с влиянием общественного транспорта, движущегося вокруг указанного объекта". От проезда троллейбусов экспонаты на музейных полках не двигаются и не падают.

Тем временем

После инцидента во Владимир с инспекцией прибыли представители Минкульта РФ. Они оценили возможность негативного воздействия и причинения вреда объектам культурного наследия в результате строительных работ на Театральной площади и провели рабочее совещание. Было отмечено, что в составе проектной документации на сооружение фонтана отсутствует раздел, предусматривающий охранные мероприятия для предупреждения возможных отрицательных воздействий от проводимых работ на объекты культурного наследия регионального и федерального значения, находящиеся в непосредственной близости от строительной площадки. Представители минкульта сделали вывод о необходимости доработки проектной документации "с целью учета выявленных и прогнозируемых факторов негативного влияния процесса выполнения строительных работ на здание бывшей Троицкой старообрядческой церкви и размещенную в нем экспозицию "Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка".