10.07.2018 17:21
    Поделиться

    Молодой чеченец вернулся из Норвегии и открыл ореховое дело в ЧР

    Добраться из Грозного в село Улус-Керт Шатойского района Чечни можно менее чем за час, хотя большую часть пути поднимаешься в гору, так как поселок лежит на южном склоне хребта Терзан дукъ. Именно здесь на малой родине Джамалдин Маликов, которому на тот момент не было еще и 30 лет, решил начать свою предпринимательскую карьеру и превратить окрестности Улус-Керта в ореховое царство, чем он сейчас активно и занимается.

    У села этого, где, по данным Росстата, живет менее 800 человек, непростая история. В начале 2000 года близ него произошел так называемый "Бой у высоты 776" между федеральными войсками и крупной группировкой боевиков под руководством Хаттаба и Басаева. Отголоски той войны спустя пару лет дали о себе знать: произошла трагедия - 15-летний Джамалдин вместе с товарищами отправился в заминированные горы за черемшой, где подростки подорвались на спрятанном в листве снаряде. Один из мальчишек погиб, а Джамалдину оторвало ступню ноги. "Я еще легко отделался", - вспоминает сегодня предприниматель-садовод.

    Через несколько месяцев родители собрали сына и отправили из разрушенной республики к уехавшим ранее в Норвегию родственникам, где он прожил около 10 лет. Но в Европе Джамалдину оставаться не хотелось, он чувствовал, что только на своей земле сможет создать семью и воспитать детей в духе чеченских традиций. К слову, сейчас у 31-летнего предпринимателя уже подрастают сыновья-богатыри.

    Джамалдин из тех, о ком можно сказать: "Где родился, там и пригодился". Сам же предприниматель говорит так: "Мужчина должен пользу приносить. Если есть гора, нужно знать, как ее использовать". В Улус-Керте, где по-прежнему живут его родственники, он сначала открыл животноводческую ферму, а за вырученные от продажи продукции деньги решил засадить окрестности садами. Вместе с компаньоном (тоже чеченцем, занимающимся бизнесом в Норвегии) взял в аренду землю и приступил к реализации проекта.

    Однако первый год выдался неудачным. Джамалдин на собственные два миллиона рублей купил в Грузии саженцы фундука, которые высадили на 30 гектарах. Позже выяснилось, что деревца были неправильно уложены при транспортировке, их привезли практически засохшими. Новоиспеченный садовод понадеялся, что они отойдут после того, как их прикопают в землю, но чуда не произошло, и молодой сад зачах. Тем не менее аграрий сдаваться не собирался, и уже через год он на средства компаньона закупил новую партию саженцев, которые в этот раз привезли по всем правилам - в специальной холодильной установке.

    - Всего у нас 75 гектаров земли, из них 70 планируем постепенно занять фундуком, - рассказывает Маликов корреспондентам "РГ", несмотря на протез бодро и быстро обходя с нами свою молодую ореховую плантацию, при этом совсем не хромая. - После того как те посадки высохли, новыми деревцами заняли только три гектара, хотим присмотреться, как этот сорт примется на нашей земле. Кроме того, еще по полгектара высадили облепихи, кизила и фейхоа, тоже хотим посмотреть, как приживутся, и стоит ли в дальнейшем заниматься этими культурами. Помогает нам агроном из крупного чеченского агрохолдинга, где тоже занимаются ореховодством. Так что все делаем по науке.

    Выращивать фундук решили кустовым методом: один куст - это четыре деревца, с которых после начала плодоношения (на третий год) можно получать около 20-25 килограммов орехов. Компаньоны уже и закупочную фирму нашли в Краснодаре, где за килограмм неочищенных орехов дают 10 долларов. По словам Маликова, это принесет неплохую прибыль.

    А чтобы остальная земля не простаивала и для получения быстрого дохода (на данный момент товарищи по бизнесу уже вложили в проект с учетом затрат на технику около шести миллионов рублей), который можно также пустить в оборот, на шести гектарах высадили чеснок. Реализовать его довольно просто, покупатели уже нашлись.

    Кстати, Маликов дал работу пятерым односельчанам. Однако планов у компаньонов - громадье. В том числе взять в аренду еще 150 гектаров земли на склонах гор, построить плодохранилище для чеснока и кизила, расширить ферму, чтобы содержать около 400 голов крупного рогатого скота, обустроить бойню по халяльным нормам и установить морозильную камеру. Это поможет трудоустроить до 20 сельчан, а еще провести воду от горных источников, сейчас ее приходится возить из села в старой ржавой цистерне и поливать из нее саженцы. Предприниматели решили обратиться за субсидией в республиканский минсельхоз, однако, как отмечает Джамалдин, прежде всего они надеются на себя, а не рассчитывают на чью-то помощь.

    Кстати

    Ореховодство сегодня - это та ниша, которая пока еще довольно свободна в России, так, по данным "Орехпрома", в стране более 95 процентов потребляемых орехов зарубежного производства. В 2017 году общий валовой сбор всех орехоплодных культур в РФ составил лишь 15,6 тысячи тонн, хотя климат позволяет выращивать и грецкий орех, и фундук в большинстве южных регионов страны.

    Примечательно, что тенденция к переходу на здоровый образ жизни привела к тому, что и потребление орехов в мире значитнльно выросло. Это и стало причиной довольно резкого увеличения производства данных культур: за семь лет фундука в мире стали выращивать на треть больше, а грецкого ореха - на две трети. Ввоз в Россию этой продукции также растет. По данным Федеральной таможенной службы, импорт фундука в 2017 году составил 9,7 тысячи тонн (на 50,8 миллиона долларов) - это на 20 процентов больше, чем годом ранее.

    Поделиться