- Первые фестивали - это детство, сейчас у нас уже солидная дата, - подчеркнул президент "Балтийских дебютов", ректор ВГИКа, профессор Владимир Малышев. - Если фестиваль живет 15 лет, значит, это кому-то нужно.
Основатель фестиваля отметил действенную поддержку Министерства культуры РФ, правительства Калининградской области и администрации Светлогорского района, настоящую заинтересованность региона в проведении "Балтийских дебютов".
- Дебюты - это будущее нашего кино, то, что зрители будут смотреть через 10-15-20 лет, - добавил Федор Попов, генеральный продюсер фестиваля, глава Продюсерского центра ВГИК-Дебют.
Антон Малышев, исполнительный директор Фонда кино, привел на пресс-конференции цифру: за полгода зрители потратили 10 миллиардов рублей на просмотр российских фильмов. И большой вклад внесли в это дело дебютанты, снявшие фильмы "Лед", "Тренер", "Я худею"… По его словам, "заниматься дебютами - это правильная стратегия. А в Калининградской области можно работать, снимать кино в самых разных жанрах".
Новый опыт, "проба пера" - открытие "Летней киношколы", проведение образовательных мастер-классов известных кинематографистов - режиссера, оператора, художника-постановщика.
- Любое кино определяется драматургией. В дебютном фильме она важна особенно, - заметил режиссер Дмитрий Астрахан. - Я преподаю и вижу главную проблему - молодые режиссеры испытывают сценарный голод. Уверен, что особое место в киношколе должны занять работа с драматургами, поиск молодых талантливых людей.
Московского режиссера поддержала Пирет Тиббо-Хаджинс, глава департамента производства фильмов Эстонского киноинститута, продюсер, представитель Эстонии в фонде "Евримаж":
- Я постоянно наблюдаю такую же проблему у нас в Эстонии.
Тиббо-Хаджинс, председатель международного жюри фестиваля в Светлогорске, добавила:
- Оценивать конкурс дебютов - нелегкая задача для жюри. Это как белый лист. Мы ничего о них не знаем. Но будем смотреть их работы с открытым сердцем, ведь в первый фильм режиссеры вкладывают всю свою душу, боль. Я очень хочу посмотреть здесь и российские картины.
Леонид Демченко, программный директор "Балтийских дебютов", рассказал, что помимо международного конкурса пройдет конкурс российских дебютов (нынче - впервые). По традиции зрителям покажут новинки отечественного проката - "Премьеры года", которые имели кассовый успех или наоборот, их еще не видели. Есть среди них и дебюты. И отмеченные призами - "Спитак" Александра Котта (Московский кинофестиваль - за лучшую режиссерскую работу), "Сердце мира" Наталии Мещаниновой (Гран-при 29-го кинофестиваля "Кинотавр").
Мастер-класс по режиссуре провел Дмитрий Астрахан. Около 30 лет в кино, снял фильмы "Ты у меня одна", "Всё будет хорошо", "Зал ожидания", "Желтый карлик", "Подари мне лунный свет", "Тартарен из Тараскона", "На свете живут добрые и хорошие люди", "Деточки"... Его первый фильм "Изыди!" (1991год, "Ленфильм") - последний в истории советский фильм, который претендовал на премию "Оскар" в номинации за лучший фильм на иностранном языке.
Астрахан вел встречу ярко, эмоционально - все-таки сам прекрасный актер ("Высоцкий. Спасибо, что живой", "Шагал - Малевич", "Конец прекрасной эпохи", "Вечный отпуск", "О чем говорят мужчины. Продолжение" и многие другие). На примере отрывков из "Красной Шапочки", пьесы-шутки на злобу дня Евгения Шварца (1936 год), рассказал и показал, как режиссер взаимодействует на съемочной площадке с актерами, проводит репетиции, разбирает сцены.
А потом зрители задавали мастеру вопросы: "Какими качествами должен обладать режиссер?", "Как выбираете актеров для картины? А оператора?", "Фильм ужасов снять не хотели?", "Какие фильмы любите?"…
- Я люблю то же, что и вы: фильмы Данелии, Рязанова, Чаплина, Формана... Великие советские фильмы ("Чапаева"). "Римские каникулы". Жанровое зрительское кино. В последнее время много хороших западных драматических сериалов, смотрел "Родину", - поделился режиссер.