Согласно проекту программы "Ленинградский гектар" всем желающим совершенно бесплатно предложат земельные участки от 1 до 10 гектаров в самых удаленных и депрессивных районах региона (Лодейнопольском, Сланцевском, Бокситогорском и Подпорожском) для организации там сельскохозяйственных производств. Будущим землевладельцам дадут по 3 миллиона рублей "подъемных" на приобретение скота и техники, а через 5 лет полученную землю можно будет оформить в собственность - если специальная комиссия признает, что она использована эффективно.
Аналогичную программу запускают и в Вологодской области - "Вологодский гектар" имеет сейчас статус регионального законопроекта. Разителен контраст между тем, что предлагает фермерам традиционно считающаяся "продвинутой" Ленинградская область и традиционно считающаяся "депрессивной" Вологодская.
В Ленинградской области под будущую программу выделено около 14 тысяч 500 гектаров земли, в Вологодской - около 500 тысяч гектаров. Площадь первой составляет примерно 84 тысячи квадратных километров, площадь второй - около 144,5 тысячи квадратных километров. Ленобласть примерно в 2 раза меньше Вологодчины, но власти последней готовы выделить фермерам в 34 раза больше земли. При этом вологодский бюджет существенно меньше ленинградского, и государственная поддержка сельского хозяйства там, соответственно, слабее.
В ленинградском проекте ни слова не сказано о каких-либо обязательствах региональных властей по подготовке участков, которые предложат фермерам. В вологодском проекте речь идет о землях, ранее подвергавшихся мелиорации, - в обустройство соответствующих территорий в свое время были вложены крупные средства. Об этом, в частности, заявил профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Олег Матвейчев.
Стоит ли удивляться, что у экспертов и участников сельскохозяйственного бизнеса проект "Ленинградский гектар" вызывает сомнения?
Эксперты полагают, что теоретически около 70 процентов сельскохозяйственных предпринимателей могли бы заинтересоваться "Ленинградским гектаром", - но лишь при появлении дополнительных условий, которые могли бы привлечь их. Об этом "Российской газете" рассказал старший преподаватель кафедры экономики и организации аграрного производства Аграрного университета Ахмедхан Улимбашиев. По его словам, проекту не хватает мотивации.
- Чтобы стимулировать к переезду в не самые благополучные районы, недостаточно выделить земельные участки. Необходимо предусмотреть дополнительные условия, например создание готовой социальной и производственной инфраструктуры. Целесообразно заложить в программу и упрощенный механизм организации сельскохозяйственных кооперативов. Кроме того, сейчас растет интерес к переезду на постоянное место жительство на село со стороны городских жителей: отставников, пенсионеров, молодых семей. Но без детских садов, школ, магазинов, культурно-досуговых учреждений их переезд в эти районы также маловероятен, - говорит эксперт.
Вызывает "Ленинградский гектар" сомнения и у представителей бизнес-сообщества. Президент Союза фермеров Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александр Быков полагает, что сама по себе идея бесплатного предоставления земель для развития сельского хозяйства очень хороша. Но хотелось бы, чтобы она включала в себя еще некоторые позиции:
- Чтобы говорить о развитии сельскохозяйственного производства, надо позаботиться об инфраструктуре. Тогда фермеры заинтересуются, - говорит глава Союза фермеров.
По его мнению, в таком виде, может быть, имеет смысл предоставлять земли, например, под строительство объектов туристического бизнеса.
Аналитик рынка недвижимости Дмитрий Синочкин обращает внимание на макроэкономическую составляющую проекта:
- Количество фермерских хозяйств в Ленинградской области сокращается. Сейчас их около 400, еще года три назад насчитывалось около тысячи. И это совершенно неудивительно для зоны рискованного земледелия, - констатирует он.
По словам Дмитрия Синочкина, успех любого сельскохозяйственного проекта критически зависим от гарантированной системы сбыта. В противном случае будущим владельцам "ленинградских гектаров" удастся в лучшем случае окупать собственные расходы, а выделенные им земли превратятся в площадки для производства подножного корма.
Для таких хозяйств, по мнению эксперта, наиболее вероятны два сценария: они или развалятся, или попадут в зависимость от долгосрочных бюджетных субсидий. Но жить на "финансовых костылях" вечно невозможно - кроме прочего, это нарушает правила справедливой конкуренции.
- Теоретически туда можно привезти несколько десятков фермеров - ленинградский гектар все-таки не дальневосточный. Но я сомневаюсь, что правительство Ленинградской области запустит механизм, который позволит нашим фермерам выжить и развиваться в конкурентной среде, - утверждает Дмитрий Синочкин.
Никто из опрошенных "Российской газетой" заинтересованных лиц не выразил позитивного отношения к данному проекту. Создается впечатление, что областное правительство представило его как дань моде - чтобы не отстать от коллег из Вологодской области и Дальнего Востока.