Еще десять-пятнадцать лет назад жители Невского района Петербурга и Заневского сельского поселения Ленобласти каждое лето ходили в Кудровский лес за грибами и на пикники. Сейчас самые частые гости здесь - работники фирм, которые в нарушение всех норм вывозят в лесной массив старые шины, и экологи, фиксирующие эту печальную картину. На опушке расположена промзона, с одной стороны - асфальтобетонный завод, с другой - рекультивируемый полигон ТБО. Здесь когда-то сваливали мусор, сейчас все убрали, но запах остался. В 2035 году Кудровский лес должен стать особо охраняемой природной территорией (ООПТ), но, как полагает координатор движения "Новый экологический проект" Алексей Травин, чтобы территория получила этот статус, нужно сильно постараться.
- Лес разрезан на фрагменты. С одной стороны проходит КАД, с другой стороны - железная дорога. Вряд ли кто-то теперь захочет здесь гулять. Тем не менее, если у этой территории не будет статуса ООПТ, то это грозит настоящей экологической катастрофой, ведь тогда деревья, которые здесь остались, могут вырубить, и весь запах и пыль с промзоны пойдут прямо на жилые кварталы, - считает Алексей Травин.
А жилых кварталов здесь много. По оценкам института территориального развития "Урбаника", в Заневском городском поселении, которое включает в себя Кудрово и Янино, к 2020 году объем жилищного фонда превысит два миллиона "квадратов", а к 2030-му перешагнет за отметку 2,5 миллиона, население вырастет до 72 тысяч человек.
Если основная функция Кудровского леса сейчас - защита жителей новостроек от промзоны, то Ржевский лесопарк - это главное место отдыха жителей Заневского поселения. Застройщики, работающие в Янино, в своей рекламе подчеркивают близость новостроек к лесу. Который сами нередко и уничтожают.
-Недавно, например, вырубили целую просеку под прокладку трубопровода, - говорит директор центра экспертиз "Эком" Александр Карпов. Причем он уверен: это только начало. Озабоченность эксперта вызывают планы застройки Янино, когда все участки распределены между строительными компаниями и единственная дорога, по которой можно выехать из деревни, - это безымянный двухполосный проезд. Сейчас здесь построено порядка 750 тысяч квадратных метров жилья, а через десять лет предполагается два миллиона. То есть в перспективе Янино станет таким же крупным жилым массивом, как и Кудрово, и, как полагает Карпов, одного двухполосного проезда для всех новоселов будет мало. Единственный путь расширить магистраль, - вырубить лес.
Ржевский лесопарк поделен между Ленобластью и Петербургом. В Невском районе Северной столицы для жителей микрорайона Ржевка-Пороховые эта территория - единственная зеленая зона. Вот уже несколько лет горожане пытаются добиться, чтобы в массиве, примыкающем к жилым домам, осуществлялось хоть какое-нибудь благоустройство.
Никакого охранного статуса у городской части Ржевского лесопарка нет, территорию только собираются включить в перечень зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП), областная часть парка также не имеет статуса ООПТ и не охраняется.
- Ситуация усугубляется тем, что земли лесного фонда не поставлены на кадастровый учет. То есть их границы не определены. Кроме того, Санкт-Петербург и Ленобласть ведут кадастровый учет в разных системах координат, поэтому на некоторых участках границы могут определяться по-разному. А когда приобретается участок под застройку или любую другую хозяйственную деятельность, эта территория, естественно, имеет свой кадастровый номер. И если возникают споры, например купленный участок "заходит" на земли лесного фонда, то суды, как правило, встают на сторону того, чьи границы определены. Соответственно, пока у лесных зон нет охранного статуса, их границы из-за всей этой неопределенности могут произвольно сдвигаться, - констатирует эксперт постоянной комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и имущественным вопросам Законодательного собрания Петербурга Андрей Резников.
В этой ситуации все понимают: спасти лесные массивы можно, только выработав единый подход со стороны Петербурга и Ленинградской области к зеленым насаждениям. А пока его нет, все больше леса превращается из места для отдыха в буферные участки, призванные скрыть запах свалок и заводскую пыль.
Олег Цой, депутат Законодательного собрания Ленинградской области:
- К сожалению, сейчас нет юридических механизмов, которые позволили бы Ленинградской области и Санкт-Петербургу выработать единые нормативные акты. И решать вопрос в едином ключе, на мой взгляд, возможно только при наличии определенной политической воли. К тому же у регионов в целом разные подходы к агломерации, Петербург настроен на то, чтобы ничего не трогать, Ленобласть заинтересована в дальнейшем развитии территорий.
Надежда Тихонова, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- На законодательном уровне петербургские территории в лучшем случае могут получить статус ЗНОП, областные - ООПТ. Эти статусы хоть в целом и делают территорию охраняемой, но дают разные возможности субъектам относительно уровня благоустройства или хозяйственной деятельности. И, конечно, когда речь идет, по сути, об одном лесе, статус должен быть единый, тогда можно говорить о какой-то охране.