Новости

11.07.2018 19:48
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Воздух по цене бензина

Можно ли побороть недолив топлива на АЗС
На прошлой неделе эхом по стране прокатилась новость: Федерация автовладельцев России (ФАР) выявила недолив топлива на 76 процентах проверенных ими заправок. Задела информация каждого: автомобилисты лишний раз убедились, что на них наживаются все кому не лень, поставщики и розничные продавцы бензина выказали недовольство неточностью расчетов, представители госорганов развели руками: действующая система проверок не позволяет поймать за руку недобросовестных дельцов.
 Фото: depositphotos.com Представители заправочного бизнеса утверждают, что недолив невозможен: сколько топлива поступило на АЗС, столько и должно быть продано. Фото: depositphotos.com
Представители заправочного бизнеса утверждают, что недолив невозможен: сколько топлива поступило на АЗС, столько и должно быть продано. Фото: depositphotos.com

Куплю бензин. Дорого

Вкратце результаты мониторинга ФАР таковы. На заправках вертикально интегрированных нефтяных компаний недолив был выявлен лишь в 20 процентах случаев. При этом он не слишком превышал статистическую погрешность - 1,63 процента. А вот на крупных сетевых заправках, как региональных, так и федеральных, покупателей обманывали уже в 81 проценте случаев. Объем фактически залитого в бак топлива был меньше оплаченного на 5-20 процентов.

Представители топливных союзов критикуют активистов ФАР за несовершенство методики контрольной закупки. Те как обычные водители вставляли пистолет якобы в бензобак, а на самом деле - в расположенную в багажнике канистру, из которой потом бензин сливался в градуированную мензуру.

- Методика предполагает значительные ошибки измерения из-за испарения бензина, а также возможных утечек во время налива и перелива. Естественные потери при летней погоде могут составить десять процентов. Есть утвержденная методика проверки Росстандарта, и любые измерения должны осуществлять профильные специалисты в соответствии с этими требованиями, а не по доморощенной методологии, - заявили в Независимом топливном союзе.

Специалисты этой организации также остались недовольны выборкой исследования. Дело в том, что активисты проехали только по 13-ти из 85 субъектов РФ и сделали замеры лишь на 34 АЗС. И все же президент союза Павел Баженов вынужден был признать, что недолив имеет место.

- Мы не отрицаем, что проблема существует, но она не такая распространенная, как пытаются показать представители ФАР. Росстандарт отслеживает ситуацию на АЗС. И у регулятора есть инструмент воздействия на нерадивых владельцев - оборотные штрафы. Поверьте, это серьезное наказание, - заявил Баженов.

Софт против контролера

Действительно, Росстандарт - единственный в России контролирующий орган, который занимается проверкой точности оборудования на заправках. Только, по словам экспертов, часто такие мероприятия безрезультатны.

- В прошлом и позапрошлом годах мы провели свою проверку, объехав около 30 заправок в Екатеринбурге и Свердловской области. Набирали топливо в специальный опечатанный "мерник" объемом 10 литров, каким пользуются в Росстандарте. И оказалось, что на всех заправках нам налили ровно по 10 литров. Просто обман начинается, когда заливаешь не 10, а, например, 20 литров. Но доподлинно установить это невозможно: "мерников" большего объема не существует. Моя версия: чем больше покупаешь, тем больше недоливают, - рассказывает Кирилл Форманчук, основатель екатеринбургского комитета по защите прав автовладельцев.

Но если это действительно так, то почему цифры на колонке всегда исправно показывают оплаченный объем? Оказывается, в большинстве случаев дело в программном обеспечении. Это подтверждают и сами работники АЗС.

- Ни заправщик, ни оператор не могут ни перелить, ни недолить бензин. Везде автоматика. Оператор вводит в компьютер объем или сумму, заправщик делает то же самое непосредственно на колонке. Другое дело - наладка аппаратуры. Но этим занимается подрядная организация, - рассказала корреспонденту "РГ" бывшая сотрудница автозаправки Елена Трухина.

Продвинутые пользователи форумов для автомобилистов даже подробно описывают механизм такой "наладки". "Модифицированное программное обеспечение, как правило, установлено на отечественном блоке управления "Гранит", который ставят на колонку вместо "родного". Кроме этого нужно еще установить контрольно-наливное устройство - с его помощью и производится настройка недолива. Все это легко и быстро можно сделать на колонках марки Shelf, самой распространенной в России", пишет один из форумчан.

Учет топлива, поступившего на заправки, ведется в тоннах, а проданного автомобилистам - в литрах. При повышении температуры нефтепродукты расширяются, и этот физический закон нечистые на руку дельцы используют в своих целях

Представители Росстандарта знают о таком виде мошенничества, но заявляют, что только их усилий для борьбы с ним мало.

- Известно, что поставщики часто "дооснащают" оборудование по заказу пользователей технической возможностью недолива при отпуске топлива. Проблема должна решаться не на уровне АЗС, а комплексно - начиная с производителей оборудования и заканчивая его поставщиками, - заявил журналистам замруководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Физика мошенничества

Александр Сивков, бывший председатель совета директоров компании, владевшей до момента слияния 17 нефтебазами и 200 АЗС, заявлениям активистов о вредоносных программах не доверяет. Он считает, что организовать воровство с помощью специального софта на сетевой или вертикально интегрированной заправке было бы очень трудно.

- Все цифры отражены в электронной отчетности. Если на АЗС поступило 50 тонн топлива, то и продано должно быть столько же. Как, по-вашему, могли бы объяснить проверяющим работники заправки тот факт, что получили они 50 тонн бензина, а продали 55? - рассуждает он.

Но Кирилл Форманчук объяснил и эту нестыковку. Дело в том, что сегодня учет топлива, поступившего на заправки, ведется в тоннах, а проданного автомобилистам - в литрах. При повышении температуры нефтепродукты расширяются, и этот физический закон нечистые на руку дельцы используют в своих целях. Они продают воздух вместо бензина, а проверяющим объясняют: было жарко, объем топлива увеличился.

Как бороться с недоливом? Вопрос сложный, потому что автомобилисты редко замечают обман, а если это и происходит, то они предпочитают не связываться с нефтяным бизнесом. Так что заявлений в надзорные органы обычно никто не пишет. Поэтому Росстандарт решил инициировать изменения в ФЗ "Об обеспечении единства измерений" и закрепить за собой право проводить тайные контрольные закупки топлива. Как сообщили "РГ" в пресс-службе ведомства, на вооружение контролеры планируют принять как раз методику ФАР, дополнив ее и доведя до соответствия стандартам.

Активисты, в свою очередь, предлагают создать для АЗС систему классификации по аналогии с отелями. На "звезды" смогут рассчитывать только те заправки, которые свободно допускают проверяющих на свою территорию и принимают во внимание данные тайных контрольных закупок.

- На уровне региона проблема решается политической волей. В свое время в Москве в течение месяца исчезло некачественное топливо на АЗС, потому что мэр пригрозил прийти с проверками и закрыть бизнес, работающий не по правилам. Так что там, где власти подключаются, договариваются с прокуратурой и Росстандартом о проведении проверок, ситуация меняется в лучшую сторону, - говорит руководитель ФАР Сергей Канаев. - Пока же недолив топлива носит системный характер, и главная его причина кроется в том, что оптовая цена выше розничной.

Между тем

В январе 2018-го на десятках АЗС, принадлежащих крупнейшим нефтяным компаниям, сотрудники ФСБ выявили вредоносные компьютерные программы, позволявшие незаметно для клиентов недоливать топливо в бензобаки. Разработчиком оказался некий ставропольский хакер. Его программа автоматически отсекала от трех до семи процентов купленного автомобилистами топлива, хотя счетчик на колонке и программы у оператора отображали, что объем залит полностью. Ворованный бензин сливался в пустой резервуар, откуда впоследствии его откачивали и тоже продавали. Выручка делилась между участниками аферы. Это был едва ли не первый случай, когда недолив топлива попал в поле зрения силовых структур.

Экономика Транспорт Бензин Экономика Товары и цены Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Свердловская область
Добавьте RG.RU 
в избранные источники