"Дау" Ильи Хржановского внезапно стал ближе к зрителю
Один из самых, без преувеличения, загадочных кинематографических проектов в истории (если не самый), "Дау" Ильи Хржановского, наконец-то стал немного ближе к зрителю.
На сайте фильма появился совершенно самобытный трейлер (или что-то похожее на трейлер), в котором ясно дается понять, что "Дау" действительно увидит свет уже в этом году, но пока что, видимо, на европейских площадках. После просмотра ролика можно записаться на премьеру - в Лондоне, Париже, Берлине и "остальных регионах мира".
Как сообщал в апреле на своей странице в Facebook продюсер Юрий Минзянов, картину, которая идет больше пяти часов, уже успели показать небольшому числу счастливчиков, но в прокат она должна выйти в версии более лаконичной - всего лишь около трех часов. Также Минзянов, в каждой строчке поста которого трудно не заметить ураган воодушевления и радостных эмоций, отметил, насколько гениально сыграл актерский состав, где было всего лишь два (!) профессиональных актера.
Теперь, пожалуй, следует вкратце пояснить для тех, кто не в курсе, чем примечателен этот фильм и этот режиссер.
В 2004 году Илья Хржановский, сын мультипликатора Андрея Хржановского, молодой, но крайне амбициозный режиссер, снимает невероятно талантливый, радикально оформленный, экзистенциальный гиньоль о древнерусской тоске, хоррор-двойниках и круглых поросятах под удивительно точным названием "4".
Помимо всего прочего, в фильме отметился неплохой актерской работой Сергей Шнуров. Лента получила смешанные, но в основном хвалебные отзывы: дескать, несмотря ни на что, кинематографическая хватка у дебютанта Хржановского что надо.
Снят "4" был по сценарию известного литературного провокатора и абстрактного насмешника Владимира Сорокина, чьи книги сжигались в 2000-х недалекими людьми. История писателя, перенесенная на экран пылким визионером и без стеснения прыгающая на гнилом арбузе советской мифологии, и здесь оказалась для кого-то слишком тяжелым зрелищем. Сам режиссер уточнял, что было вырезано немало куда более жестких сцен, чем те, что вошли в итоге в финальную версию.
В 2005 году Хржановскому попадается книга "Академик Ландау: Как мы жили", после чего он решает снять фильм о Льве Даниловиче Ландау - прародителе ядерной бомбы. Вряд ли Хржановский тогда предполагал, что данным решением он не только впечатает себя в историю российского кинематографа, но и затеет один из самых необычных кинопроектов в мировой истории.
Просмотрев перед началом кастинга тысячи и тысячи актерских роликов, Хржановский убеждается, что ему нужны непрофессиональные исполнители. На главную роль он также определяет непрофессионального актера - дирижера Теодора Курентзиса, в котором замечает необходимую искру сумасшествия.
Для написания сценария, в основе которого изначально лежали мемуары вдовы Ландау Конкордии Терентьевны Дробанцевой и который много раз переделывался (было написано пять вариантов и все отвергнуты), вновь приглашается Владимир Сорокин.
Позже режиссер, ознакомившись с архивами, окончательно отказался от мемуаров Коры (как называли жену Ландау ее друзья), так как счел их не заслуживающим внимания "эротическим безумием".
Для демиурга на протяжении всего съемочного процесса было исключительно важно, чтобы все детали были приведены в соответствие - от цвета стен и правильных розеток до того, как именно подметает пол уборщица. И к съемкам приступали лишь тогда, когда все было на своих местах, именно так, он как это видел.
С целью добиться полной, стопроцентной аутентичности, на месте заброшенного стадиона в Харькове был построен мини-город - "Институт". На территории "Института" действовал жесткий свод правил: никаких гаджетов, прическа и внешний вид - только по моде экранизируемой эпохи, в меню - советские блюда, по радио играли лишь песни той поры. Вплоть до того, что здесь в обороте ходили советские купюры, а употребление слов "Интернет" или "электронная почта" каралось помещением в местную "тюрьму".
Сюжет примерно следующий: в начале 30-х годов Ландау возвращается из-за границы в СССР, чтобы поднимать науку на новые вершины. Молодой, но экспрессивный ученый совершает путешествие из Ленинграда в Харьков, а позже в Москву и попадает в неприятную политическую ситуацию, оказываясь в тюрьме. Откуда позже он выбирается и даже умудряется поправить свои дела.
В это время слава его как ученого растет, из-за чего Ландау начинает вести себя эксцентрично: изменяет жене, которая все терпит, не боится власти, живет на широкую ногу. Однако в 1962 году он попадает в автокатастрофу, в результате чего теряет память и превращается в инвалида. В таком состоянии он получает Нобелевскую премию и через несколько лет умирает, так и не вернувшись к научной деятельности.