Новости

12.07.2018 09:06
Рубрика: Экономика
Проект: В регионах

Метания с метаном

В округе переводят транспорт на экологичное топливо
В Сахалинской области владельцам автомобилей начали компенсировать до 70 процентов затрат по переводу машин на газовое топливо. Пока субсидия предоставляется жителям Южно-Сахалинска, но с осени на нее смогут претендовать в Анивском, Корсаковском, Невельском, Долинском и Холмском районах. Как переоборудуют железных коней на газ в регионах Дальнего Востока, выясняли корреспонденты "РГ".
В Якутске создана система газозаправочных станций разных типов. Очередей к ним практически не бывает. Фото: Владимир Таюрский/РГ В Якутске создана система газозаправочных станций разных типов. Очередей к ним практически не бывает. Фото: Владимир Таюрский/РГ
В Якутске создана система газозаправочных станций разных типов. Очередей к ним практически не бывает. Фото: Владимир Таюрский/РГ

Очистят воздух

К 2025 году на Сахалине и Курилах газифицируют каждый пятый частный автомобиль и треть общественного транспорта.

Стоимость одного такого переоборудования составляет около 100 тысяч рублей, поэтому компенсация - вещь нелишняя. В регионе уже предусмотрена сеть заправок. Пока газовых станций две, обе в областном центре. Их услугами пользуются четыре сотни автомобилей. В этом году "газовый" автопарк должен пополниться еще 20 автобусами, 12 коммунальными машинами, почти полусотней частных и таким же количеством авто из гаража администрации областного центра.

- Стационарные газовые заправочные станции в ближайшей перспективе должны появиться в Ногликах, Тымовском и Поронайске, - сообщил Евгений Токарев, и. о. руководителя областного агентства по развитию электроэнергетики и газификации. - Кроме этого, в Аниве, Холмске, Корсакове, Смирных, Макарове, Невельске, Долинске и Охе появятся передвижные - на 50-100 заправок в сутки.

Большую роль в переходе на голубое топливо сыграет строительство небольших заводов по сжижению природного газа. Область готова субсидировать стройки. Это даст возможность охватить газоснабжением отдаленные населенные пункты.

На Сахалине ведется перешивка железнодорожной магистрали на общероссийский стандарт. Летом 2019-го работы будут вести при полной остановке железнодорожного сообщения, и весь объем грузоперевозок ляжет на автотранспорт. Газомоторное топливо примерно втрое дешевле бензинового эквивалента. На километр пути автомобиль на метане "съедает" около двух рублей, а на бензине - 6,5. Перевод на газ даст возможность удержать цены на прежнем уровне или допустить лишь незначительное повышение.

Нельзя сбрасывать со счетов и экологию. По словам директора департамента охраны окружающей среды и водных ресурсов областного центра Натальи Колтунович, только в Южно-Сахалинске "вклад" автомобилей в загрязнение воздуха - свыше 80 процентов, по области - в среднем около 40. При сжигании метана в окружающую среду выбрасывается в десять раз меньше токсичных веществ в сравнении с бензином.

Окупается за два месяца

В Якутске разговоры о переводе автотранспорта на сжиженный газ давно не актуальны. Это стало рутинным делом.

Все началось в 1999 году, когда глава республики распорядился поэтапно перевести на сжиженный газ весь автотранспорт бюджетных организаций с созданием необходимой инфраструктуры. Тогда речь шла о 1500 машинах. Сейчас на газомоторном топливе в городе работают около трети автомобилей, в том числе все рейсовые автобусы, и количество таких авто растет с каждым годом. Очередей на автоматических газозаправочных станциях при этом практически нет, поскольку число заправок также увеличивается.

В зависимости от двигателя переоборудование машины под этот вид топлива обходится примерно в 30 - 50 тысяч рублей.

Переоборудование машины под газовое топливо в Якутске обойдется в 50 тысяч рублей, в Южно-Сахалинске - в 100, зато с 70-процентной субсидией

- Это окупается за два месяца, - рассказывает таксист Роман Неустроев. - Цена литра 92-го бензина в городе перевалила за 50 руб­лей, а я плачу на газозаправочной станции по 22,5 рубля за литр. Не понимаю людей, которые заправляют машину бензином, они фактически выкидывают деньги на ветер.

Выгоду оценили не только автотранспортники. В конце 2016 года в поселке Нижний Бестях был запущен комплекс по сжижению природного газа, основными потребителями которого стали железнодорожники. Первым делом они перевели на новый вид топлива стационарные объекты. Но компания "Железные дороги Якутии" изучает целесообразность перевода на СПГ тепловозного парка. Здесь отмечают, что газификация локомотивов становится экономически выгодной при цене газа на уровне 50 - 60 процентов от стоимости дизтоплива. Сейчас в республике пропорция именно такая.

По оценкам Центра стратегических исследований Якутии, емкость рынка сжиженного углеводородного газа в регионе позволяет увеличивать его производство до 132 тысяч тонн в год.
Пока производится немногим более десяти процентов этого объема. Наращивание выпуска СПГ как моторного топлива - один из приоритетов местных властей. Запасов сырья достаточно. И, что важно, в отличие от проектов по его глубокой переработке, которая экологически небезопасна, подобные планы не вызывают протестов населения.

Автобус есть, заправки нет

В Хабаровске недостатки и преимущества автомобилей, работающих на газе, стали активно обсуждать два года назад, когда в город завезли первую партию новых пассажирских автобусов. Их эксплуатация обходится перевозчику в два раза дешевле. Лишний плюс в пользу экологичного транспорта.

Сейчас на муниципальных маршрутах осуществляют перевозку пассажиров уже 46 современных экоавтобусов. Среди них корейские Daewoo и Hankuk Fiber, российские НефАЗ и Volgabus.
Последние вмещают по 100 с лишним пассажиров, 28 из которых могут ехать сидя. Как сообщали местные власти, эти машины обошлись городскому бюджету в 5,8 миллиона рублей каждая.

- До конца 2018 года за счет средств городского бюджета закупим еще 15 автобусов Volgabus, - рассказала "РГ" начальник отдела по работе с предприятиями транспортной отрасли управления транспорта администрации Хабаровска Наталия Осадчук.

Но пока автобусный парк продолжает расширяться, остается нерешенной проблема отсутствия в городе специальной заправки. И это не дает в полной мере ощутить выгоду от использования новых машин. Впрочем, вскоре ситуация изменится.

- По плану, первую в городе газонаполнительную станцию должны сдать в эксплуатацию в сентябре. А пока заключены договоры со "Спецавтохозяйством". Оттуда приезжают машины и заправляют автобусы, - пояснила Наталия Осадчук.

Если обещание городских властей исполнится, то, скорее всего, многие хабаровчане всерьез задумаются о покупке легковых машин на газовом топливе.

В ожидании чуда

Зато на Камчатке начать переход на экологичный вид топлива решили не с закупки автобусов, а со строительства станции, где их можно будет заправлять.

Программу перевода грузопассажирского транспорта на газ в правительстве региона согласовали еще четыре года назад. В 2014-м планировали открыть и первую заправку. Ведь, согласно проекту, каждый год в крае должны были переходить на газ 35 транспортных средств. Однако строительство станции в Петропавловске-Камчатском затянулось. Открытие состоялось только в ноябре 2017 года.

В отличие от других регионов на Камчатке решили вначале построить газонаполнительную станцию, а уже потом покупать новую технику

А в феврале 2018-го министр транспорта и дорожного строительства Камчатского края Владимир Каюмов заявил, что на покупку новых автобусов будет направлено более 130 миллионов рублей.

- В целях развития автотранспортных предприятий и повышения качества обслуживания граждан в текущем году администрации краевого центра будет предоставлена субсидия для приобретения 21 нового автобуса, работающего на газе, - пообещал он.

Когда новые автобусы прибудут в город, не сказали. Возможно, чтобы снова не ошибиться. Как с заправкой.

Цифра

370 тысяч автомобилей планируется перевести на газ в России к 2020 году.

Экономика Транспорт Филиалы РГ Дальний Восток ДФО Сахалинская область ДФО Хабаровский край ДФО Камчатский край ДФО Якутия
Добавьте RG.RU 
в избранные источники