В ближайшей перспективе краевая администрация видит свою задачу в повышении платежеспособности приморцев. Однако речь не просто о росте зарплат, а о создании условий для экономического роста и развитии тех производств, которые традиционно составляли трудовую гордость края.
Самое главное - портовое хозяйство обновляется и развивается, двигается вперед. С рыбой тоже наводится порядок. Сегодня происходит перепродажа квот. Их скупают и перепродают, как результат - рыба уходит из Приморья в другие регионы России.
Дело в том, что предложение пересмотреть принцип распределения квот на вылов краба и переделить рынок объемом 120 миллиардов рублей в год вызвал негативную реакцию среди рыбопромысловиков Приморья. Изменений требуют новые хозяева рыбных предприятий. Однако настоящее развитие компаний и поселков, в которых они находятся, осуществляется с расчетом на доходы от проведенного еще несколько лет назад распределения квот.
Андрей Тарасенко предложил внести изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ. Они касаются использования при осуществлении отдельных видов работ судов исключительно отечественного производства. Правительство такой законопроект уже рассматривает.
- Он станет действенной мерой поддержки судостроительного комплекса "Звезда" в формировании необходимого портфеля заказов, - считает Андрей Тарасенко, попросивший главу государства "данный проект закона поддержать".
Принцип "квоты под киль" уже привел к получению отраслью 50 дополнительных заказов. Так, на "Звезде" построят 26 судов для работы в арктических условиях для "Роснефти". В 2016 году приморская верфь приступила к строительству четырех судов обслуживающего флота ледового класса. В мае 2018 года свой заказ на возведение мелкосидящего ледокола разместил на "Звезде" "Росморпорт". Но сейчас верфь активно соперничает с другим судоремонтным заводом за получение заказа на атомный ледокол "Лидер".
Врио губернатора Приморья считает, что у региона есть хороший потенциал для наращивания поставок свинины на экспорт. Основа для этого есть: в крае в рамках ТОР "Михайловский" ведется активное строительство крупных свинокомплексов и перерабатывающих предприятий для производства продукции с экспортным потенциалом, соответствующей заданным импортерами требованиям. Более того, в край уже завезена первая партия племенных свиней. Начать производство планируют в феврале 2019-го, выйти на проектную мощность - в 2021 году. Естественно, многое пойдет и на внутренний рынок, что в свою очередь поможет стабилизировать цены на продукцию.
Еще одно предложение, с которым глава Приморья обратился к президенту, касается бюджетных ассигнований на специальную программу льготного кредитования для жителей ДФО. Речь идет о возможности рассмотреть в рамках осенней корректировки федерального бюджета направления дополнительных средств до 1,2 миллиарда рублей.
Андрей Тарасенко отметил, что эта программа направлена на поддержку спроса только на легковые автомобили и только со стороны физических лиц. Для активизации продаж грузовой техники Минпромторг РФ использовал федеральную программу льготного лизинга автотранспортных средств. Она была приостановлена в апреле нынешнего года в связи с достижением целевых показателей и исчерпанием предусмотренного лимита финансирования.
В связи с этим врио губернатора Приморья попросил дать поручение дополнительно направить 1,5 миллиарда рублей на возобновление программы льготного лизинга. В ней, по аналогии с льготным кредитованием, должно быть предусмотрено увеличение скидки для ДФО с 10 до 20 процентов от стоимости техники, что компенсирует расходы на ее доставку из европейской части России.
- Это в том числе обеспечит обновление городского автобусного парка, - обозначил Андрей Тарасенко.
Для обеспечения транспортной доступности в Приморье необходимо провести обновление парка подвижного состава. Например, на 2018-2019 годы краю очень помогло бы приобретение всего трех электропоездов. По словам главы региона, их ориентировочная стоимость составляет 800 миллионов рублей.
При соответствующей поддержке федерального центра и за счет средств ОАО "РЖД" один поезд может быть доставлен в край до начала Восточного экономического форума, то есть уже к сентябрю. Еще два состава регион сможет получить в следующем году. Заметим, что сейчас администрация Приморья исполняет свои обязательства по обеспечению транспортной доступности населения и в полном объеме компенсирует выпадающие доходы перевозчика - компании "Экспресс Приморья".
Алексей Губарев, заместитель председателя Приморского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Деловая Россия":
- Встреча врио губернатора Приморского края с президентом страны - значимый факт, в рамках которого мы можем судить о приоритетах развития региона. Ключевыми вопросами были экономические: развитие экспортно-ориентированного сельского хозяйства, возрождение производств на территории региона, перераспределение квот для рыболовецких компаний, возведение судостроительного комплекса и ряд других. Все эти проблемы являются многоуровневыми: начиная от крупных экономических единиц - предприятий и компаний - и заканчивая сферой малого и среднего бизнеса. Их решение должно не просто улучшить платежеспособность населения, о чем прямо говорил Андрей Тарасенко, но и увеличить количество высококачественных товаров и услуг местного производства. Это позитивно скажется на состоянии экономики региона в целом и на инвестиционной привлекательности для иностранцев.
Валерий Розов, уполномоченный по правам человека в Приморском крае:
- Андрей Тарасенко совершенно правильно расставил приоритеты в программе развития края: она должна быть социально ориентированной. Среди наиболее значимых вопросов - обеспечение жильем детей-сирот. Хорошо, что поддержана инициатива по обновлению автобусного парка и подвижного состава пригородных железнодорожных маршрутов. Что касается перспектив развития сельского хозяйства, то оно неотделимо от проблем экологии, которые нужно решать совместно с теми, кто занимается бизнесом. Врио губернатора отличает системность в работе, понимание необходимости решения стоящих задач. Тем более что в октябре он намерен предоставить главе государства стратегию развития Приморья.