О "великом" расселении - за три года из хибар переехало 135 тысяч сибиряков - говорили на заседании комиссии при полномочном представителе президента РФ в Сибирском федеральном округе. Основные тезисы - проблема никуда не делась, и острота ее будет только усиливаться. Федеральную программу возобновят с высокой долей вероятности уже в 2019 году, однако просто сидеть и ждать новых перечислений из федерального бюджета нельзя. Необходимо как минимум заново (и не так, как в прошлый раз) пересчитать ветхие "квадраты", выстроить очередность расселения и (самое главное сейчас) в условиях неопределенности найти новые источники финансирования - не из государственной казны.
- Предыдущая программа, в которую вошли дома, признанные аварийными до 1 января 2012 года, выполнена в регионах Сибири на 96 процентов, не завершена работа только в трех регионах - Забайкальском крае, Иркутской области и Тыве, - резюмировал полпред Сергей Меняйло. - Однако проблема в том, что объем аварийного жилья не только не снизился, он увеличивается.
Но если чиновники призывают друг друга не почивать на лаврах, то тем, кто остался в ветхих бараках, не до сна в буквальном смысле. "А вдруг стена завалится?", - думают, например, жильцы знаменитого "дома на костылях" на улице Обогатительной, 9 в Новосибирске. Но это только одна мысль и самая простая, тем более что за десять лет, с тех пор как стена отклонилась на двенадцать сантиметров, здесь к риску привыкли. Сильнее страха жжет душу несправедливость: как рассказали корреспонденту "РГ" жильцы, еще лет пять назад в мэрии им говорили прямо: "Вы даже не надейтесь, никто не признает ваш дом аварийным".
В 2016 году все-таки признали, но лучше не стало. Застройщик, получив участок впритык к аварийному дому и заодно обязанность его расселить, уже возвел неподалеку высотку в 25 этажей и принимается за вторую. А жильцам хибары говорит так же прямо, как раньше чиновники: "Вы даже не надейтесь здесь жить. Я вас, конечно, расселю, но вот куда - будет видно". Куда - жильцам более или менее понятно. Куда Макар телят не гонял, или, говоря современным языком, где квадратный метр дешевле всего. После всех мытарств попасть в такую зависимость от коммерсанта очень унизительно, признают они. И то и дело в разговоре поминают приготовленные на крайний случай вилы и готовность оборонять свою собственность - как будто она имеет какую-то ценность.
По оценкам городской администрации, на снос и расселение аварийного жилья в Новосибирске сегодня нужно всего четыре миллиарда рублей. Это 174 дома, большинство из них - двухэтажные бараки. Правда, эксперты утверждают, что цифра опять лукавая. Это жилье, которое уже признано аварийным и попало в заветный перечень. А на самом деле признавать опасными надо значительно больше жилых построек, и сумма расходов на то, чтобы покончить с жилищной нищетой в Новосибирске по-настоящему, - не четыре, а сорок миллиардов.
Так или иначе, но от нервной "жилищной" бессонницы продолжают мучиться тысячи сибиряков. "Они задают вопросы, на которые неизвестно, как отвечать, - признался коллегам полпред Сергей Меняйло, съездивший в Новосибирске в район Телецентра (его иногда называют обидным словом "гетто"). - Например, почему соседний каменный дом вошел в перечень аварийных и был снесен, а их деревянная лачуга без фундамента и с удобствами на улице не вошла в программу? Как составляли списки? Не хотелось бы сейчас это обсуждать, но давайте не повторять тех же ошибок. Необходимо выявить все ветхое жилье и расставить приоритеты с точки зрения состояния домов, безопасности людей, которые в них живут, а не по какому-то другому принципу".
В идеале, уверен полпред, надо уже сейчас на каждый ветхий дом повесить табличку с информацией о том, когда он будет расселен. Чтобы принимаемые властями решения были прозрачными, простыми и понятными. Надо хотя бы стремиться к этому. Одно из таких якобы простых решений - привлечь к расселению застройщиков. Да не так, как раньше - за бюджетные деньги, а с большей долей ответственности с их стороны. "Они должны осознать проблему как свою", - красиво выразился Сергей Меняйло.
Понятно, что без помощи застройщиков проблему расселения не решить - с этим, пожалуй, согласны все. Но какой должна быть эта помощь, в чем должен выразиться их вклад - пока не готовы четко ответить даже сами представители отрасли. Кстати, они стремятся именно к четкости, понятным правилам игры, одинаковым для всех. У них почти те же вопросы, что и у жильцов бараков. Если последние спрашивают: "Почему наш барак обошли, а снесли соседний?", то застройщики удивляются: "Почему одним власть оказывает всяческую поддержку, а предложения других игнорирует?".
Эти вопросы кажутся риторическими. Но ведь из такого неравенства вырастает недоверие, и вот уже буксуют поиски компромисса между властью и бизнесом, а тысячи людей продолжают жить в нечеловеческих, в общем-то, условиях. "Рваной, несистемной" назвал работу мэрии Новосибирска с застройщиками президент Ассоциации строителей Константин Боков. Как добиться системности? Кстати, часть строителей в принципе избегает лишнего контакта с властью и бюджетными деньгами - они считают, что это слишком большие риски, в том числе и репутационные. Всегда найдется конкурент, желающий не просто бросить камень на чужую стройплощадку, но обвинить, пусть даже безосновательно, в растрате казенных денег - и век потом не отмоешься.
По мнению Ивана Сидоренко, гендиректора компании "Энергомонтаж" и депутата регионального заксобрания, в принципе застройщики и сейчас занимаются расселением ветхого жилья. Пусть не так активно, как хотелось бы власти. Бизнесу интересна муниципальная программа развития застроенных территорий. Правда, ее тоже нельзя пускать на самотек - это чревато тем, что будут освоены только привлекательные площадки, где можно построить высоколиквидное жилье, а "медвежьи углы" останутся невостребованными.
Чтобы добавить этой работе системности, Иван Сидоренко предлагает создать отдельный уполномоченный орган на уровне субъекта федерации или муниципалитета - безусловно, с привлечением застройщиков. Эта группа специалистов должна предельно открыто определить объемы жилья, которые нужно расселить, найти резервы - свободные и интересные для застройки площадки, способ - как это все сопоставить и на каких условиях предлагать застройщикам. Условия - в рублях и метрах - должны быть понятными. Кажется, это похоже на шаг к тем табличкам, о которых говорит полпред.
Кроме того, у Сидоренко есть и конкретные предложения. Например, изменить федеральное законодательство таким образом, чтобы на площадке для строительства не приходилось одномоментно сносить шесть-семь ветхих домов, а была возможность осуществлять это постепенно, одновременно возводя новостройки и переселяя туда людей.
Между тем гендиректор компании SKY Group Владимир Литвинов уверен, что для полноценного диалога застройщиков и власти необходима длительная правовая работа - сейчас для него нет никакой основы.
- Не определен правовой статус застройщика, который заходит на территорию и занимается сносом - в чьих интересах он действует и на каком основании, - перечисляет Литвинов. - Не определено, чем мы занимаемся - реновацией, реконструкцией или чем-то другим? Давайте для начала договоримся о терминах.
У застройщика, который знает цену словам (реновация - это одни деньги, реконструкция - другие), масса предложений. Он знает, как построить социальное и востребованное жилье по цене в 28 тысяч рублей за квадратный метр на окраинах Новосибирска (сейчас самый дешевый "квадрат" в регионе стоит 33 тысячи), и почему необходимо уже сейчас заниматься реновацией частного сектора, от которого пока в ужасе шарахается даже городская власть. Кстати, о необходимости создания совместной с представителями власти рабочей группы Владимир Литвинов говорил еще в 2001 году. Правда, с тех пор мало что изменилось. Удастся ли перейти от слов к делу на нынешнем этапе?
Между тем
По словам начальника городского департамента строительства и архитектуры Алексея Кондратьева, 113 из 174 ветхих домов Новосибирска можно расселить с помощью застройщиков - по программе развития застроенных территорий предполагается привлечь на эти цели около 2,5 миллиарда рублей частных инвестиций. Остается 61 дом, где свободных территорий нет, - по мнению муниципальной власти, для расселения этого жилья нужно 1,5 миллиарда бюджетных рублей. Такой подход Сергей Меняйло резко раскритиковал. По его словам, 1,5 миллиарда субсидий город получит в лучшем случае в течение трех лет, а то и пяти. Этого времени у города нет.